Пикассо от маникюра? Легко! Изучаем арсенал кистей для дизайна ногтей. Художественные кисти

Здравствуйте, дорогие бусинки!

Кисточки держат свою популярность на протяжении уже не одного сезона. Их можно встретить везде: в машинах, на шторах, на сумках, ну и конечно же в украшениях.

Сегодня я покажу Вам:

  • Как сделать кисточки из ниток своими руками.

Данный мастер-класс подойдет для новичков, кто только начинает работать с кисточками, а также для опытных мастеров в качестве ознакомления.

Возможно, кто-то из Вас почерпнет маленькие хитрости и заберет в закладки!

Итак, поехали.

Время изготовления одной такой кисточки около 40 минут.

Это зависит от Вашей скорости работы.

Для того, чтобы изготовить кисточки из ниток нам понадобятся такие материалы.

Материалы:

  1. Ниточка для кистей (у меня нить Doli, производство Индия) – 1 катушка.
  2. Нить для шитья в тон нити для кисточки.
  3. Ненужная пластиковая карточка или визитка (на нее будем наматывать нить).
  4. Острые ножницы.

Мастер-класс по созданию кисточек из нитей.

Шаг 1.

Для начала возьмем ниточку для кисти и намотаем ее на пластиковую карту по ширине (по более длинной части). Посмотрите на фото.

Сколько наматывать?

Здесь Вы не ограничены, делаете на свой вкус. Кисточка в данном мастер-классе в 300 оборотов.

После того, как намотали, закрепите конец нити скотчем или тентой, чтобы ниточки не расползались.

Шаг 2.

Теперь нам необходимо зафиксировать нити. Для этого швейной трикотажной нитью свяжем по центру ниточку для кисти.

Почему трикотажная нить?

Трикотажная нить более шершавая, если так можно про нее сказать. Она не скользит, как нить для кистей. И поэтому будет крепко держать основные ниточки.

Шаг 3.

Переворачиваем карту и выгибаем ее в обратную сторону. Так чтобы дуга получилась на другой стороне.

И аккуратно, по центру, острыми ножницами разрезаем ниточки.

Вот что должно получиться. Не пугайтесь, что ниточки такие лохматые. Они исправятся в последующих шагах.

Шаг 4.

Сейчас зафиксируем ниточку еще раз. Для этого можете использовать уже нить для кисточек. А можете все ту же швейную нить.

На этом этапе большой разницы нет.

Шаг 5.

Но все же мое предпочтение пару. Подцепим кисточку на шило или длинную иглу или спицу (что у Вас есть), и подержим минут 5-10 (зависит от нити) над кипящей водой.

Многие мастерицы держат кисточки над кипящим чайником, но мне там места маловато, поэтому мне нравится выпрямлять кисточки над кастрюлькой.

Вот та должна выровняться кисточка.

Но! Посмотрите на концы нитей, они не ровные. Будем их ровнять.

Шаг 6.

Возьмем самую обычную бумагу. Я взяла лист А4 и отрезала небольшой кусочек.

Теперь распрямите ниточки и заверните их в бумагу. Вот так как показано на фото.

Шаг 7.

И все, что торчит из под бумаги аккуратно срезаем. Так мы выровняем длину кисточки.

Убираем бумагу и вуаля!!!

Кисточка из нитей готова! Как Вы убедились это не сложно, а результат очень красив.

Такую кисточку можете применить по своему желанию: сделать из нее кулон или сотуар, серьги или брелок, или на что годится Ваша фантазия.

Сегодня я показала Вам, дорогие, как сделать кисточку из ниток своими руками!

Если Вам понравился мой мастер-класс, делитесь им скорей!

Напишите в комментариях какую нить для кисточек используете Вы? И какая Вам больше нравится? И я что-то полезное от Вас почерпну.

А я на этом заканчиваю. Пошла делать кисточки! Это затягивает. До новых мастер-классов! Пока, пока!

Сегодня все девушки знают, что такое кисти для макияжа. А вот о существовании аналогичных приспособлений для маникюра некоторые и не догадываются. Тем не менее они становятся очень востребованными, поскольку с их помощью можно сделать действительно неповторимый дизайн ногтей. Какая кисть для чего предназначена?

Виды кистей для маникюра: какая для чего?

  1. Точечная. Такое приспособление необходимо для того, чтобы выполнить самые мелкие детали в маникюре. Если вам нужна тщательная прорисовка узора на ногте, то эта кисточка станет настоящей находкой. Во время самого процесса держите инструмент вертикально и макайте в краску или лак только кончик приспособления. Сама кисточка представляет собой скопление нескольких ворсинок, собранных воедино. Материал инструмента - шерсть кролика или белки.

    Точечные кисти для маникюра бывают разной длины

  2. «Лепесток». Такая кисть очень похожа на точечную. Единственная разница - узкий уголок и более плоская форма. С помощью этого инструмента создаются самые интересные и необычные узоры. Плюс «Лепестка» в том, что им набирать сразу несколько видов краски или лака. Таким образом рисунок получается более ярким и интересным. «Лепестком» можно наносить простые мазки, сложные узоры и даже блёстки. Материал инструмента - шерсть кролика или белки, как и у точечной.

    Кисть «Лепесток» используется для рисования интересных узоров на ногтях

  3. Веерная. С помощью этой необычной кисточки можно выполнить абстрактные рисунки и даже пейзажи. Инструмент имеет форму полукруга, за что и получил своё название. Кисть выполняется как из натурального, так и из искусственного ворса. Первый лучше подойдёт для текучего лака, второй - для тягучего (например - гель-лак).

    Веерная кисть для маникюра позволит воплотить в жизнь любую идею дизайна ногтей

  4. «Кинжалообразная». Приспособление представляет собой скошенную плоскую кисть, которой можно набирать одновременно несколько лаков. Материал - шерсть кролика или белки.

    Скошенной кистью для маникюра можно выполнить красивые диагональные линии на ногтях

  5. Широкая. Этот инструмент нужен для того, чтобы воплотить самые интересные и необычные желания клиента. Кисточка имеет большую активную поверхность, что позволяет ей набирать сразу четыре цвета лака. Материал обычно натуральный: шерсть кролика или белки.

    Широкой кистью для маникюра можно не только выполнять узоры, но и полностью покрывать лаком поверхность ногтя

  6. Кисть с коротким ворсом. С помощью такого инструмента можно нарисовать листочки и разнообразные завитки. Материал - натуральный ворс.

    С помощью короткого ворса удобно накладывать лак на поверхность ногтя и рисовать плавные узоры

  7. Кисть со средним ворсом. Этот инструмент выделяется среди остальных тем, что обладает более длинной рабочей поверхностью, что позволяет ему выполнять узоры и фигурные линии самой разной длины.

    Кисть со средним ворсом наиболее удобная в применении

  8. Кисть с длинным волоском. Отличается самой длинной и большой активной поверхностью. Благодаря ней можно прорисовать тонкие и длинные линии. Материал может быть как искусственным, так и натуральным.

    Кисть с длинным ворсом будет удобна для прорисовывания сложных деталей

  9. Силиконовые. Таким инструментом удобнее прорисовывать мелкие детали, поскольку лак на нём не растекается. Здесь вопрос предпочтений. Одним мастерам больше нравится работать с натуральным ворсом, а другим с силиконовым наконечником. Главное преимущество - долговечность. Они служат намного дольше, нежели натуральные.

    Силиконовые кисти прослужат намного дольше, нежели аналогичные инструменты из натурального ворса

Закруглённая. Такая кисточка похожа на широкую, но немного отличается формой. Инструмент имеет округлый кончик, благодаря которому легче наносятся жидкие лаки. Материал - натуральный ворс.

С помощью закруглённой кисти очень удобно рисовать интересные линии и орнаменты

Виды инструментов для маникюра в домашних условиях:

  1. Для начала лучше купить набор из трёх кистей: широкой, точечной и закруглённой. Это базовые инструменты, с помощью которых можно выполнить простой дизайн. Широкой кисточкой можно сделать основное покрытие, закруглённой - нанести дополнительные штрихи, а точечной прорисовать мелкие детали. С помощью последней даже новичок сможет выполнить интересный орнамент. Главное - не брать слишком много лака и сосредоточиться на работе.
  2. Материал для начала можно выбрать синтетический. С его помощью будет легче рисовать узоры, поскольку лак на такой кисти не растекается. Кроме того, стоят эти инструменты дешевле и поэтому идеально подходят для практики.
  3. Инструмент после покупки обычно покрыт специальным защитным слоем. Чтобы избавиться от него, необходимо аккуратно размять ворс пальцами, а затем с помощью салфетки удалить покрытие. Теперь нужно промыть кисть тёплой водой и высушить.
  1. Пользуйтесь инструментом исключительно в тех целях, для которых он предназначен. К примеру, если окунуть кисточку в обыкновенную краску и начать рисовать ей на бумаге, то вполне вероятно, что ворсинки деформируются или выпадут.
  2. Не оставляйте кисточку в воде. Даже непродолжительное нахождение в такой среде может способствовать деформации формы инструмента. Но если она уже потеряла свой первоначальный вид, то подержите её в горячей воде несколько минут.
  3. Мойте кисти сразу после процедуры. Если лак засохнет, то с помощью жидкости из ацетона. Такой способ может повредить структуру ворса.
  4. Палитру выбирайте гладкую, чтобы её поверхность не имела шероховатостей. В противном случае ворс будет постепенно стираться. Также не следует тереть кисть о салфетку, поскольку эффект в этом случае будет аналогичный.
  5. По окончании процедуры смажьте кисточку маслом для кутикулы. Это продлит жизнь инструменту.

Как сделать кисточку в домашних условиях

  1. Купите обычную кисточку для рисования.

    Чтобы сделать кисть для маникюра в домашних условиях, необходимо купить кисть для рисования и щипцы

  2. Возьмите щипцы для маникюра и аккуратно пройдитесь ими у основания кисти. Отрезайте маленькие скопления ворсинок, постепенно двигаясь к центру. Старайтесь сделать так, чтобы в итоге кисть располагалась посередине, а не была сдвинута вбок.

В современных условиях изготовление кисточки своими руками обычно осуществляется с использованием щетины и волос животных. Можно сделать такие кисточки своими руками и получить качественный инструмент для малярных работ или живописи. В зависимости от сферы использования кисти можно сделать круглыми или плоскими. Кроме того, ворс может быть укороченным или удлиненным.

Изготовить кисточку своими руками не составит особого труда

Наиболее распространенными и качественными считаются кисточки из волос хвоста таких животных:

  • барсука;
  • колонка;
  • белки;
  • песчанки.

Учитывая высокую стоимость инструментов из волос животных, которые были перечислены выше, в самодельных кистях этот материал можно заменить шерстью и волосами других животных. В частности, в последнее время все чаще встречаются инструменты из шерсти норки, песца и лисицы. Кроме того, в качестве материала могут использоваться отходы от деятельности меховых фабрик. Также ворс можно сделать из шерсти верблюдов, овец или длинношерстных собак, а также из волос человека.

Технология изготовления

Первым этапом при изготовлении является заготовка щетины или волос животных. Кроме того, должна быть подготовлена подставка под кисти и материал для рукоятки. Однако в первую очередь следует начать с выбора материала для пучка щетины.

Выбор материала

При выборе материала нужно ориентироваться на то, для каких работ вы планируете использовать кисть. Так, для живописи акварелью или маслом подойдут одни материалы, а для тонких малярных работ – другие. При этом есть сферы использования, которые требуют использование определенного материала. Например, для рисования тушью, большинство мастеров предпочитают использовать изделия из шерсти верблюда.


Обрезка шерсти для будущего ворса кисточек

Рассмотрим основные характеристики наиболее распространенных самодельных кистей в зависимости от используемого материала:

  1. Песчанковые кисти, как правило, делают плоскими с длинной либо короткой волосяной поверхностью. Они отличаются мягким и эластичным волосом. Поэтому, такие инструменты в основном применяются для тонкой живописной работы или же рисования масляными красками или акварелью. Кроме того, кисти, имеющие песчанковый ворс, могут быть использованы для лессировки лакового покрытия.
  2. Барсуковые изделия имеют круглую или плоскую форму. Они несколько жестче предыдущего варианта, а поэтому их в основном используют для работ с масляными красками.
  3. Кисти, имеющие колонковый ворс, могут быть плоскими и круглыми. Они обладают высокой эластичностью и упругостью. Их преимущественно применяют для выполнения тонких работ, а также для сырой лессировки.
  4. Беличьи кисточки могут быть только круглыми. Они являются исключительно мягкими и эластичными, поэтому в основном применяются для живописи по фарфору или бумаге.

Заготовка волос

Начинать заготовку желательно в начале осени, когда животные линяют. Из собранного пучка убирают отдельные неподходящие волоски и подравнивают их. Далее подрезанную часть ставят в стакан для выравнивания. Волосяной пучок, полученный после этого, следует вычесать при помощи расчески с острыми зубцами.

Тщательно вычесанный ворс необходимо перевязать и обезжирить в чистом бензине. Для этого пучок хранят в закрытой баночке в течение нескольких дней, после чего кипятят в дубильном растворе, чтобы сделать волоски негигроскопичными.


Тщательно вычесанный ворс перевязывают и обезжиривают

Следующим этапом является закаливание, условия которого зависят от вида волос. Обычно волосы выдерживаются при температуре 150 градусов на протяжении примерно часа. Для закалки пучок кладут на металлическую сетку или подвешивают, что волоски хорошо прогрелись воздухом необходимой температуры.

Вязание кисти

Ворс, который прошел закалку, годится для вязания кисти. Для этого берется определенное количество волосков и опускается в жестяную или пластиковую форму с коническим дном. Эта форма должна быть приготовлена заранее. После того, как вы положили в формочку необходимое количество волосков, можно сделать заготовку для кисти, постучав по этой форме. Далее пучок волос вынимается и перевязывается, после чего нерабочая поверхность покрывается лаком. Ее вставляют в металлически капсюль или обойму.

Капсюль можно сделать либо из тонких металлических полосок, соединив их края внахлестку с пропайкой. Кроме того, эта делать может быть и цельнотянутой, что считается более приемлемым вариантом.

Рекомендуется сделать капсюль из латуни или белой жести, так как эти материалы отличаются прочностью и стойкостью к коррозии. Его размер будет зависеть от необходимого номера кисти. Также на этом этапе не стоит забывать о таком важном элементе, как подставка для кистей.


Подставка для кистей — не менее важный элемент

Изготовление ручки

После того, как вам удалось сделать ворс, следует заняться изготовлением ручки. Ее лучше всего выточить из таких пород дерева:

  • сосна;
  • ольха;
  • береза.

После вытачивания рукоятка покрывается бесцветным лаком или окрашивается краской однотонного цвета. Далее пучок, вставленный в капсюль, заливается с широкого конца синтетический клеем или другим водостойким составом. Это нужно сделать так, чтобы клей дошел до конца ворса, который находится в капсюле.

После того, как все высохло, капсюль с пучком щетины следует соединить с деревянной ручкой. Для прочности рекомендуется дополнительной обжать капсюль с деревянной ручкой. Готовую рукоятку следует покрыть лаком.

Выбор длины ворса

Нужно выбрать длину щетины, выпущенной из капсюля. Длина выпущенного волоса должна зависеть от его упругости. Это имеет принципиальное значение, ведь если выпустить щетину слишком длинной, то кисть будет выглядеть растрепанной. В противном случае, недостаточно выпущенный ворс не будет набирать достаточное количество краски.

После того, как вы определились с длиной, готовую кисточку необходимо смочить водой и расчесывать, пока щетина не станет максимально ровной.

Заключение

Таким образом, изготовление кисти своими руками является вполне доступной процедурой. Она состоит из нескольких этапов, одним из которых является выбор материала. Волос и щетина выбираются в данном случае с учетом предназначения кисточки и финансовых возможностей.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все дети любят рисовать. Но иногда у ребенка получается не так, как хочется. А может быть, ему недостаточно знакомых способов для самовыражения? Тогда можно вдохновить его на эксперименты с разными техниками, среди которых обязательно найдется любимая. После этого ваше чадо наверняка захочет изобрести что-то новое.

сайт собрал для вас самые интересные техники.

Узоры из точек

Сначала рисуем самую простую загогулину. Затем при помощи ватной палочки и красок (гуашь или акриловые) делаем затейливые узоры, как душа ляжет. Краски лучше предварительно смешать и слегка развести водой на палитре.

Фроттаж

С детства знакомая и любимая многими техника. Кладем под лист бумаги предмет с немного выступающим рельефом и закрашиваем его пастелью, мелком или незаточенным карандашом.

Отпечатки поролоном

Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени или животных.

Кляксография

Один вариант: капнуть краской на лист и наклонять его в разные стороны, чтобы получилось какое-либо изображение. Второй: ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок.

Отпечатки рук и ног

Все просто: нужно обмакнуть ступню или ладошку в краску и сделать на бумаге отпечаток. А потом пустить в ход фантазию и дорисовать пару деталей.

Узоры по краске

Для такой аппликации нужно нанести густым слоем краску на бумагу. Затем обратным концом кисти на еще влажной краске процарапать узоры - разнообразные линии и завитушки. Когда высохнет, вырезать нужные фигуры и наклеить на плотный лист.

Отпечатки пальцев

Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Пара штрихов фломастером - и готово!

Монотипия

На ровную гладкую поверхность (например, стекло) краской наносится рисунок. Потом прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда все высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.

Граттаж

Изюминка работы в том, что рисунок нужно процарапывать. Лист картона плотно заштриховывается пятнами разноцветной масляной пастели. Затем черную гуашь нужно смешать на палитре с мылом и закрасить весь эскиз. Когда краска полностью высохнет, зубочисткой процарапываем рисунок.

Воздушные краски

Чтобы приготовить краску, нужно смешать столовую ложку «самоподнимающейся» муки, несколько капель пищевого красителя и столовую ложку соли. Добавить немного воды до консистенции густой сметаны и хорошо перемешать. Краску можно поместить в кондитерский шприц или в небольшой пакет. Крепко завязать и надрезать уголок. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.

«Мраморная» бумага

Лист бумаги закрашиваем желтой акриловой краской. Когда он полностью просохнет, закрашиваем еще раз разбавленной розовой краской и сразу же накрываем пищевой пленкой. Пленку нужно смять и собрать в складочки, так как именно они создадут нам нужный узор. Дожидаемся полного высыхания и снимаем пленку.

Рисование водой

Акварелью рисуем простую фигуру и заливаем ее водой. Пока не просохла, ставим на нее цветные кляксы, чтобы смешались между собой и образовали вот такие плавные переходы.

Отпечатки овощами и фруктами

Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге. Для отпечатков можно использовать яблоко, картофель, морковку или сельдерей.

Отпечатки из листьев

Принцип тот же. Листья мажем краской и делаем отпечатки на бумаге.

Рисунки с солью

Если посыпать еще влажный акварельный рисунок солью, то она пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости.

Щетка вместо кисти


Художественные кисти изготавливаютиз волос различных животных , а также из щетины. Особо ценятся кисти из волос хвостов песчанок, барсуков, колонков, белок. В зависимости от назначения делают плоские и круглые кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. В настоящее время, в связи со значительной стоимостью традиционных кистей для живописи из волос вышеперечисленных животных, все чаще для кистей используют волосы от других животных, причем не только волосы, но и шерсть. К таким новым поставщикам сырья для кистей относят: лисицу, песца, норку, причем здесь вполне пригодный для кистей волос является отходом меховых фабрик и ремонтных меховых мастерских. Еще для изготовления кистей подходят: шерсть длинношерстных собак, верблюдов и овец, а также человеческие волосы. Конечно, применение тех или иных волос зависит от того, для каких работ будут использоваться соответствующие кисти: для акварельной или масляной живописи, для графических работ и так далее. Так, рисующие тушью китайские и японские художники предпочитают кисти исключительно из верблюжьей шерсти.

Многие любители рисовать иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, получают кисти, малопригодные для работы.

Изготовление кистей для живописи

Итак, для изготовления кистей для живописи в первую очередь необходимо заготовить свиную щетину или волосы соответствующих животных. В приведенном ниже описании кистей указаны животные, из волос которых делают кисти, а также даны характеристики кистей, изготавливаемых из тех или других волос. Заметим также, что все кисти, перечисленные ниже, выполнены из обработанного волоса хвостов животных.

Песчанковые. Выпускаются только плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью.

Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Барсуковые. Форма кистей плоская и круглая. Кисти несколько жестче кистей из волос песчанок. Применяют в масляной живописи.

Колонковые. Круглые и плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. Кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Их применяют во всех видах живописи, но совершенно незаменимы они в работе гуашью и акварелью, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяют круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Беличьи. Выпускаются только круглые кисти. Эти кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Заметим, что лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы или соболя, а крупные кисти для акварели изготовляют из более грубой верблюжьей шерсти.

Практическое применение кистей мягких или жестких, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований мастера, от того, в какой технике он решает определенные живописные задачи.

К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка относятся кисти девяти номеров: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18 (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Кисти для живописи плоские
№ кисти Ширина пучка волоса у обоймы, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, песчанковые, норковые
дл. ср. кор. дл. ср. кор. дл. ср.
2 2 13 11 7 - - - 6 5
4 4 15 13 9 - - - 8 6
6 6 17 15 11 10 8 8 11 9
8 8 19 17 13 12 10 8 13 11
10 10 21 19 15 14 12 10 15 13
12 12 23 21 16 16 14 12 17 15
14 14 26 24 19 18 16 14 21 18
16 16 29 27 22 20 18 16 24 21
18 18 32 30 25 22 20 18 27 24
20 20 35 33 28 25 22 19 - -
22 22 38 36 31 27 24 21 - -
24 24 40 39 34 29 25 29 - -
26 26 44 42 37 31 25 25 - -
28 28 47 45 40 33 30 37 - -
30 30 49 47 42 35 32 29 - -

Таблица 2. Кисти для живописи круглые
№ кисти Диаметр пучка у втулки, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, норковые Барсуковые, песчанковые
длинный короткий средний
1 1 7 8 8 6 6
2 2 9 10 11 9 8
3 3 15 12 13 11 10
4 4 19 14 16 14 12
5 5 24 17 20 17 14
6 6 28 20 20 21 16
7 7 30 24 26 23 22
8 8 32 28 28 25 26
9 9 34 30 30 27 28
10 10 36 33 - - 30
11 11 38 36 - - 33
12 12 40 38 - - -
13 13 42 - - - -

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и подрезанной частью вниз ставят в узкий стаканчик с плоским дном. От легкого постукивания дном стаканчика об стол все волоски пучка осядут и подравняются.

После этого волосяной пучок перевязывают (рис. 1) и вычесывают из него ненужные волоски, пользуясь частой расческой с острыми зубцами. Вычесанный пучок обязательно дополнительно перевязывают, после чего обезжиривают в бензине. Пучок выдерживают в баночке с бензином не менее 2...3 суток (баночка должна быть плотно закрыта). Далее волосы несколько раз промывают в чистом бензине, а затем кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. (В результате подобной обработки волосы становятся негигроскопичными.)


Пучок просохших волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают волосы, выдерживая их при температуре 140...150°С обычно в течение 50...60 минут. Вообще-то время закаливания волос зависит от их вида. Так, волосы собаки нагревают в течение 1,5 ч. При этом тонкие волосы требуют более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры нагрева обычно пользуются следующим простым способом. Если помещенная в печь (духовку) бумага слегка пожелтеет, это значит, что температура ниже 150°С и для закалки она недостаточна. Когда бумага приобретает цвет светлой охры, можно считать, что температура близка к 150°С, то есть достигнута температура, необходимая для закалки волос. Обугливание бумаги указывает на слишком высокую температуру, которая явно выше 150°С. Учтите, такая температура непригодна для термообработки волос, так как перегрев делает волосы ломкими.

Отрегулировав температуру в печи, приступают к закалке. Лучше всего пучок волос в печи положить на металлическую сетку или подвесить, чтобы волосы равномерно прогревались горячим воздухом.

Прогрев волосы, их снова причесывают и удаляют из лучка короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Для этого пучок кладут на ладонь (обрезанной частью к ладони) и, придерживая его пальцами, бритвой подрезают ненужные волоски. Затем пучок раздвигают и из середины также удаляют ненужные волоски, вынимая их пинцетом. Обработанный таким образом волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаляют, применяя те же режимы.

Для выяснения качества закалки волосы смачивают водой. Если волосы недостаточно прогреты, на части волосков образуются завитки. Тогда пучок смачивают водой и волосы снова прокаливают. О качестве закалки волос можно судить и по их цвету. Так, при достаточной закалке белые волосы приобретают желтоватый оттенок. Используя это свойство, в пучок волос темного цвета при нагреве вкладывают несколько контрольных белых волосков, пожелтение которых и будет знаком достаточной степени закалки всех волос в пучке.

Из прошедших закалку волос уже можно вязать кисти. В зависимости от номера (см. таблицы 1 и 2) из пучка берут некоторое количество волос, опускают их в заранее заготовленную формочку с коническим дном, сделанную из жести или пластмассы. Понятно, такие формочки должны иметь размеры в зависимости от соответствующих номеров кистей. Итак, вложив в формочку нужное количество волос, постукивая по формочке, пучку волос придают форму заготовки для кисти (рис. 2). Затем пучок вынимают, перевязывают его, отрезают лишний волос, нерабочую сторону пучка покрывают лаком и вставляют заготовку в металлический капсюль (обойму). Подобные капсюли бывают цельнотянутыми или сформированными из тонкой металлической полоски, края которой соединены внахлестку (с пропайкой соединения). Делают капсюли обычно из белой жести или из латуни, размеры их зависят от номера кисти.

Ручки кистей вытачивают из древесины березы, сосны, бука или ольхи, затем шлифуют, покрывают бесцветным лаком или окрашивают в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с открытого (широкого) конца капсюля водостойким лаком или синтетическим клеем, чтобы клей (лак) достиг конца пучка волос, находящегося в капсюле. После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой, на которой капсюль для крепости дополнительно обжимается. Ручку готовой кисти покрывают лаком. Длина выпущенного из капсюля волоса зависит от его упругости. Замечу, правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенные волосы делают кисть растрепанной, а недостаточно выпущенные - будут набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Натуральные растительные красители