Самим ребенком не влияет на. Как развод родителей влияет на ребенка? Развод может быть не только негативным, но и позитивным явлением

Существует незначительная группа родителей, которые полностью удовлетворены поведением, успеваемостью и прилежанием своего отпрыска. Большинство предков считают своих потомков непослушными и брыкливыми детьми. Практически у всех мамаш и папаш рано или поздно возникают значительные трудности с воспитанием детей и подростков. При этом подавляющая масса родителей вовсе не знают, как повлиять на строптивых отпрысков.

Одни «мудрые» батьки лихо используют заманчивый пряник, впоследствии ощущают, что их некогда ангельская душа детей нагло взобралась на шею. Другие светлые головы регулярно, по надобности и в целях профилактики, применяют кнут, в дальнейшем удивляясь, откуда у их нежного карапуза возникла лютая жестокость к окружающим. Третьи грамотеи вовсе мечутся из стороны в стороны, а их витиеватая модель воспитания напоминает переменчивую весеннюю погоду. В итоге такая колеблющаяся стратегия порождает у детей и подростков разнообразны комплексы, черную хандру, навязчивые страхи и полный разлад в работе организма.

Существует ли верная программа, как воздействовать на шаловливого ребенка и приучить слушаться своенравного подростка? В этой статье собраны действенные и проверенные рекомендации психологов, как повлиять на детей.

Совет 1
Чтобы приучить слушаться своего карапуза, нам следует пробудить у него инстинкт привязанности к своим родителям. В ситуации с голопузым малышом нам достаточно взять его на руки, приголубить и потрепать по головке. Утихомирившийся младенец инстинктивно схватит нас за палец, давая понять, что инстинкт привязанности запущен, и он готов воспринимать заботу о нем.
Что же делать с подросшими чадами, которых уже на руки вряд ли возьмешь и пустышку им не предложишь? Чтобы установить эмоциональную связь и в дальнейшем повлиять на ребенка, необходимо предложить ему то, за что он с радостью ухватится. Дать им такие аспекты, которые будут значимы и дороги для подростков. Даровать те ощущения, которые они с радостью будут хранить в своем сердце и не заходят расстаться с такими регалиями даже за все сокровища мира.

Совет 2
Что самое ценное для любого человека и способно на него воздействовать? Ответ прост. Это наше искреннее внимание, безусловная любовь, задушевный интерес. Помним, главные катализаторы привязанности, которые позволяют в дальнейшем управлять персоной – эмоциональная теплота, бесхитростное уважение к личности ребенка. Следует учитывать, что все маленькие дети – превосходные психологи. Они без труда выведут лицемерного взрослого на чистую воду, ведь они способны на подсознательном уровне чувствовать фальшь.
Поэтому делаем вывод: чтобы привязать и повлиять на ребенка необходимо нам самим стать заинтересованными во взаимодействии со своим наследником. Если удастся доказать подростку, что он важен и дорог для нас, юная личность будет цепляться двумя руками за общение, ведь именно в нем он черпает источник поддержки и вдохновения. Соответственно, родители смогут без проблем воздействовать и воспитывать «прирученного» ребенка.

Совет 3
Чтобы приучить ребенка слушаться, не забываем о пользе физических «поглаживаний». Помимо моральных посылов для каждого ребенка и подростка очень важен физический аспект общения с родителями. Нам следует не бояться демонстрировать свои знаки любви.
Ласковые объятия, нежные прикосновения к руке спиногрыза быстро утихомиривают даже самого непослушного чайлда. Нежное касание материнской руки вселяет чувство защищенности и награждает ребенка уверенностью в своей востребованности и нужности.

Совет 4
Чтобы воздействовать на разбушевавшегося отпрыска используем силу жестов и мимики. Все скрытые знаки невербальной коммуникации юная личность прекрасно понимает и чудесно расшифровывает их значение. Бурная жестикуляция, нервные движения лишают родителя авторитета: таких персон малыши воспринимают, как неуравновешенных и непостоянных.
Скрещенные на груди руки также не способствуют эмоциональному контакту с ребенком. Опущенная вниз голова, поникшие плечи, сгорбленная спина выдают персону, которая просто устала нести ношу жизни и не способна строить оптимистическое будущее. К такому человеку вряд ли потянется жизнерадостный ребенок, ведь желание любого, даже юного человека – быть счастливым и уверенным в своем прекрасном будущем.

Совет 5
Многие родители наступают на одни и те же грабли, используя в качестве воспитательного приема умышленную разлуку со своим ребенком. Следует помнить: это губительная техника, разрушающая любое взаимопонимание между поколениями. Развернуться и уйти после конфликта означает показать, что мы не воспринимаем самобытную индивидуальность человека. Это значит продемонстрировать, что мы готовы находиться с малышом лишь в том случае, если он целиком соответствует нашим моральным принципам и жизненным ценностям.
Умышленная разлука демонстрирует, что во взаимоотношениях с ребенком отсутствует безусловное принятие его особенной личности. Такие жесты не только не приучат слушаться карапуза, но и загонят его в мрачную меланхолию.

Совет 6
Чтобы привлечь внимание своей пузатой мелочи надо предложить ему что-то особенное и неожиданное. Предоставить своему ребенку то, чего он страстно желает, но не ожидает получить в ближайшее время. При этом такой сюрприз не должен быть традиционным подарком на день рождения или наградой за свершенный подвиг.
Мы должны преподнести ребенку удивительную и нужную ему вещь, когда он не ожидает такого жеста доброй воли. Таки спонтанные подношения доставляют подросткам огромное удовольствие и помогают воспитывать щедрую и благодарную личность.

Совет 7
Чтобы повлиять на ребенка, необходимо прививать ему здоровые жизненные ориентиры. Все родители должны проявлять инициативу и своим примером демонстрировать потомку, как прекрасна и изобильна жизнь.
Совместные посещения концертов и спектаклей, головокружительные походы по диким местам, активные спортивные игры или досуг с удочкой у реки отлично укрепляют взаимоотношения поколений. Ощущения полноты жизни мотивируют маленькую личность на новые достижения, стимулируют к познанию света и к учебе.

Совет 8
В обществе бытует предубеждение, что поддаваться требованиям своего отпрыска означает его «портить». Такие родители никогда не поддаются на уговоры потомка, а, иногда, и вовсе действуют наоборот. Другие же папаши и мамаши всеми силами ублажают своих киндеров, потакают всем прихотям и никогда не перечат. В данной ситуации такие «заботливые» батьки просто откупаются от своего отпрыска, пытаясь тем самым компенсировать отсутствие должного внимания и дефицит заботы.

Как воспитывать ребенка и следует ли удовлетворять все его запросы? В этом аспекте необходимо соблюдать золотую середину. Родители просто обязаны удовлетворять естественные потребности своего наследника. Это касается питания и одевания, образования и обучения, оздоровления и лечения, развития его талантов. Помощь ребенку в его здоровых увлечениях никак не может испортить малыша, а наоборот, помогает приучить слушаться и быть ответственным.
В то же время покупка пятого планшета или приобретение вещей из последней коллекции мод в ущерб родительским интересам и вопреки существующим возможностям помогает вырастить циничного и наглого эгоиста. Такое потакание вовсе не является обязательным условием для правильного воспитания человека.

Совет 9
Невозможно воздействовать на детей и подростков, если не замечать их достижений. Родителям крайне важно регулярно хвалить и поощрять своих отпрысков. Причем подмечать нужно не только глобальные свершения, но и мелкие, но важные для ребенка деяния.
Однако хвалить чадо надо в меру, поскольку избыточное славословие причиняет громадный вред, делая из мальчишки или девчонки заносчивую и высокомерную особу. Помним, что представления малыша о самом себе должно быть реалистичным и адекватным. Его самооценка не должна базироваться на том, как часто и много его хвалят. Фундамент для формирования полноценной личности – безусловное уважение к маленькому человеку и признание его выигрышных сторон характера.

Совет в завершение
Всегда помним, что и маленьким детям, и подрастающим отрокам важны не родительские слова, а поступки и стиль поведения их предков. Дети копируют и отражают особенности родительского поведения, приобретают те же черты характера и смотрят на жизнь аналогичным образом. Поэтому всем заботливым родителям, чтобы воздействовать на ребенка, необходимо преобразовать свою личность, искоренив деструктивные элементы в своем характере и ликвидировав разрушающие звенья в образе мышления.

Никто не может гарантировать, что клянущиеся друг другу в вечной любви молодожены через пару лет после свадьбы не будут тихо ненавидеть все, что связано с семейной жизнью, и мечтать только о том, как бы побыстрее развестись. Если их «мечта» осуществится, то, как это может повлиять на дальнейшую жизнь их детей?

Дети - это главные потерпевшие в разводных «войнах»

У каждой разводящейся пары (а в России разводом заканчивается каждый второй брак) период осознания того, что «так больше жить нельзя» наступает в разное время. Кто-то разводится уже через несколько месяцев после свадьбы, кто-то через год, кто-то через 15-20 лет.

Хорошо, если расстающиеся супруги убедятся в том, что они абсолютно не подходят друг другу до рождения потомства. В этом случае их развод не будет иметь никаких негативных психологических последствий ни для кого, кроме них самих, зачем-то поторопившихся с посещением ЗАГСа. Если же у них к этому моменту появятся дети, то именно они станут главными потерпевшими в «разводных» войнах. Расставание родителей непременно скажется на их дальнейшей жизни и взаимоотношениях с противоположным полом.

Развод может быть не только негативным, но и позитивным явлением

Между тем, не нужно воспринимать развод как абсолютное зло, приносящее одни несчастья, разрушения и психологические травмы. Развод вполне может быть и позитивным явлением. Конечно, в идеальном варианте ребенок должен воспитываться в полной семье, в атмосфере всеобщей родительской любви, когда мама и папа живут счастливо, в мире и согласии до конца своих дней.

Но если они не могут провести в одной комнате и пяти минут, чтобы не поссориться и не разодраться, то, конечно, это не будет способствовать гармоничному развитию ребенка. В этом случае развод станет единственной возможностью воспитать ребенка в нормальной психологической атмосфере. Уж пусть лучше он живет с одним из родителей, чем растет в мире постоянного страха, конфликта и скандала, а то и рукоприкладства.

Даже если родители не ведут между собой ежедневные войны, а просто не испытывают друг к другу никаких позитивных чувств и давно ходят «налево» и «направо», то еще большой вопрос, нужно ли в такой ситуации сохранять семью ради ребенка, или супругам лучше жить отдельно.

Ребенок все равно рано или поздно поймет, что его родители больше не любят друг друга, и может впоследствии перенести эту модель взаимоотношений с противоположным полом в собственную личную жизнь.

На каких детях это больше всего сказывается

Конечно, степень негативного психологического воздействия развода родителей на ребенка во многом зависит от его возраста. Вряд ли младенец поймет, что произошло, если его родители больше не будут жить вместе.

Стремящийся всеми силами к независимости и самостоятельной жизни подросток 14-16 лет, наверное, тоже не будет слишком сильно переживать из-за расставания родителей, поскольку у него к этому возрасту уже будет много собственных увлечений и интересов (хотя, с другой стороны, у подростка, в отличие от младенца, гораздо крепче эмоциональная связь с родителями, поскольку он успел многое с ними пережить).

Можно предположить, что с точки зрения возраста, самое негативное воздействие развод оказывает на детей от 4-х до 10-ти лет, которые уже многое понимают в человеческих отношениях, но еще далеки от подростковых идеалов самостоятельности и независимости.

Плачевные результаты расставания родителей гораздо тяжелее переживаются в одиночку, поэтому на единственного ребенка в семье они произведут более сильное впечатление, чем на сообщество родных братьев и сестер.

Как это может повлиять на дальнейшую жизнь детей

Безусловно, развод родителей может стать большим стрессом для любого ребенка сознательного возраста. Поведение детей после развода может быть непредсказуемым. Они либо замыкаются в себя, чувствуя себя ущербными неудачниками, по сравнению со сверстниками из полных семей, либо, наоборот, начинают вести себя более вызывающе и агрессивно, чувствуя злость не только на своих родителей, но и на весь окружающий мир.

Огромное воздействие это может оказать и на их дальнейшую жизнь. Дело в том, что поступки и взаимоотношения родителей являются для ребенка своеобразной ролевой моделью, на основе которой он впоследствии строит собственную семейную жизнь. Именно поэтому дети из разведенных семей нередко повторяют сценарий взаимоотношений своих родителей, и разводятся гораздо чаще тех, кто вырос в полных семьях.

Если из семьи уходит мужчина, то есть большая вероятность того, что впоследствии его сын поступит таким же образом со своей семьей (хотя, конечно, это происходит далеко не всегда), поскольку в его сознании не будет примера верного отца, и он не будет испытывать особого благоговения перед супружескими отношениями. Кроме того, если он будет воспитываться только матерью, то, возможно, у него не сформируется правильное представление о том, как должен вести себя мужчина в тех или иных ситуациях.

Девочка, отец которой бросил семью и ушел к другой женщине, с большой долей вероятности будет с подозрением и недоверием относиться ко всем мужчинам, и испытывать страх перед замужеством. Из-за этого она тоже может «попасть» в несчастный брак.

Одним словом, развод родителей может запрограммировать детей на похожую ситуацию в их собственной личной жизни и породить у них массу комплексов и неверных представлений. Конечно, это лишь возможные варианты развития событий. Все может быть совсем не так и наоборот. Вполне возможно, что дурной пример родителей заставит их повзрослевших детей сделать все, чтобы создать максимально крепкую и полную семью.

Худший вариант развития событий

Худший вариант развития событий в подобных ситуациях - это когда ребенок выступает в качестве оружия в «разводных» войнах расстающихся супругов. В этом случае они начинают манипулировать им, и настраивать его против своей бывшей второй половинки, чтобы еще больше ей досадить.

Когда же, наконец, наступает долгожданный день развода, один из супругов, с которым остается ребенок, запрещает другому с ним не только встречаться, но и каким-либо образом общаться и поддерживать контакт. Для ребенка это самый тяжелый в психологическом плане вариант развода родителей.

Как свести негативные последствия к минимуму

Если развода избежать не удается, то надо хотя бы минимизировать его возможные негативные психологические последствия для потомства. Прежде всего, не нужно настраивать ребенка
против ушедшего из семьи супруга, обзывать его всевозможными, дурными словами, и обличать в неверности и всевозможных грехах всех представителей его пола.

Гораздо лучше приучить ребенка к тому, что из всего, что происходит в нашей жизни, даже из самых негативных ситуаций можно извлечь что-то положительное, какой-то плюс. Это будет способствовать формированию у ребенка правильной жизненной философии, которая не позволит ему чувствовать себя неудачником, растущим в неполной семье.

В идеальном варианте (если это выражение здесь уместно) развод должен проходить в спокойной, лишенной истерики и ненависти атмосфере, в которой родители расстаются друг с другом, но не с ребенком, и уходящий супруг продолжает регулярно встречаться и общаться с ребенком на протяжении всего его детско-юношеского периода и дальше.

Для того, чтобы это стало реальностью, бывшим супругам нужно простить друг другу все обиды и сохранить дипломатические отношения, чтобы у ребенка по-прежнему была его семья, пусть и существующая наполовину в удаленном варианте. «Удаленная» семья - это гораздо лучше, чем неполная семья.

«Удаленная» родительская любовь может оказаться лучше «близкой»

Эмоциональная связь между людьми может быть гораздо важнее их реального совместного пребывания в каком-то месте. Поэтому развод не может разрушить отношения между ребенком и ушедшим из семьи родителем. Мало того, иногда «удаленная» родительская любовь может оказаться даже лучше «близкой».

Некоторые «воскресные» папы после развода начинают уделять своим детям гораздо больше внимания, чем когда они жили в семье, и целыми дням работали, а выходные проводили за пивом и футболом с друзьями в бане или в гараже. Именно после развода некоторые отцы начинают по-настоящему общаться со своими детьми и интересоваться их жизнью.

Конечно, если у ребенка появится приемный папа, или у его биологического отца будет новая семья, то общаться им будет несколько сложнее. Но в любом случае, и в разводе можно быть отличным отцом. Для этого нужно просто активно интересоваться жизнью ребенка, его хобби и увлечениями, общаться и встречаться с ним при первой возможности и поддерживать контакт
по «Скайпу» и электронной почте. Еще лучше, если у ребенка и его биологического отца появится совместное увлечение. Это может быть музыка, спорт, наука, литература и т.д.

Если отцу и ребенку удастся после развода сохранить или создать заново сильную эмоциональную связь, то, в принципе, не будет особой разницы в том, где они проживают и ночуют. С психологической точки зрения ребенок по-прежнему будет жить в полной семье.


Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка

Самооценка – это представление человека о себе, о собственной ценности в мире. Она складывается из того, как мы оцениваем свои действия, свой характер, свои способности и прочие психические явления. Она формируется еще в раннем детском возрасте, и родители играют важнейшую роль в ее формировании. А значит, могут вполне успешно влиять на ее повышение. И я постараюсь пояснить, как именно вы можете это сделать.

Самооценка бывает трех видов: завышенная, адекватная и заниженная. Данная статья посвящена заниженной самооценке ребенка. Именно она больше всего волнует родителей и в значительной степени ограничивает ребенка на пути к развитию гармоничной личности.

Дети с заниженной самооценкой характеризуются тревожностью, неуверенностью в себе, в собственных способностях и действиях, они склонны не доверять людям и не рассчитывать на их поддержку. Все это ведет к ощущению одиночества и собственной ущербности. Ребенок замыкается, избегает общения из страха отвержения, непринятия. Такие дети обидчивы и неконтактны, они плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любой деятельности изначально ориентируются на неуспех, отказываются рискнуть, чем значительно ограничивают свою жизнь. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Такие дети верят в себя, свои силы, способны принимать решения, способны адекватно реагировать на ошибки в своей работе. Они чувствуют собственную ценность, а потому готовы ценить и окружающих. У такого ребенка нет серьезных препятствий, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть. Именно к такой самооценке важно стремиться.

Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам . Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.

Значительное повышение самооценки происходит в момент перехода из позиции «я не могу» к позиции «я сам в состоянии справиться со своими жизненными трудностями». Не загубите этот момент собственным излишним усердием.

Чтоб помочь ребенку повысить собственную ценность необходимо:

  1. В первую очередь проанализировать свое поведение и то, как вы общаетесь с ребенком. Исключить обвинительную интонацию и негативные прогнозы. Будьте внимательны к успехам ребенка, даже самым маленьким, радуйтесь и хвалите за них ребенка. Это научит его ощущать вкус победы и усилит уверенность в себе и своих силах.
  2. Необходимо выделять посильную зону ответственности. Давайте поручения, с которыми ребенок может справляться самостоятельно (поливать цветы, кормить кота, вытирать пыль, пылесосить, мыть посуду и под.). Не забывайте благодарить его за помощь, говоря ему о том, как для вас это важно. Донести ему, что нуждаетесь в его помощи.
  3. Советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнения. По-возможности, даже действуйте согласно его советам. Не бойтесь показаться слабым перед ним.
  4. Откажитесь от излишней критики. Если без конца повторять своему ребенку, что он ничего не знает, не умеет и ничего-то никогда у него не получается, то вполне возможно, что однажды он и в самом деле в это поверит, а тогда – проблемы с самооценкой ему гарантированы. Это больше профилактическая мера, но она чрезвычайно важна. Важно критиковать сам поступок, а не самого ребенка. Ребенку важно знать, что вы его любите и цените, не смотря на критику за его ошибки.
  5. Анализируйте с ребенком то, что нового у него стало получаться, в чем он делает успехи. Важно не сравнивать ребенка с другими детьми, вместо этого гораздо полезнее сравнить его нынешнее успехи с прошлым опытом. Замечайте, в чем растет ваш ребенок.
  6. Научите ребенка заботиться о себе, делать что-то приятное для себя, уметь себя радовать.
  7. Демонстрируйте оптимизм вашему ребенку. Вечное недовольство всем и вся, любого превратит в унылого брюзгу.
  8. Коллекционируйте успехи вашего ребенка. Можно завести специальный блокнот или дневник, где вы будите вместе отмечать, записывать его успехи.
  9. Не игнорируйте страхов ребенка, говорите о них и оказывайте поддержку.
  10. Разрешите себе быть несовершенным, и тогда ваш ребенок не будет столь требователен к себе.
  11. Поощряйте инициативу ребенка.
  12. Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  13. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, его одобрение, похвала, поддержка и поощрение. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Для родителей важен поиск таланта собственного ребенка, тех способностей, которые можно развивать. Нужно поощрять стремление ребенка к самовыражению. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, важно помнить:

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте . Никакой "профилактики". Ребенка нужно предупреждать о возможном наказании, оно не должно быть неожиданным.
  3. За один раз - одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание - не за счет любви и внимания . Не лишайте ребенка тепла и общения.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
  6. Можно отменить наказание , но здесь важно объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан - прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.
  10. Не наказывайте ребенка в присутствии других людей .
  11. Не наказывайте ребенка, если он плохо себя чувствует или болеет, а также после физической или душевной травмы.
  12. Не наказывайте за то, что ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  13. Прежде чем наказать ребенка, важно прояснить и понять внутренние мотивы поступка ребенка. Если они не понятны – не наказывайте.

Есть специальные игры разработанные для коррекции заниженной самооценки ребенка. Приведу пример некоторых из них:

1. Копилка достижений

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

2. Звезда квартиры № 10

(Номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста - в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди - "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

3. Солнышко

Это отличная игра, которая позволяет получить от других одобрение, каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого - день рождения ребенка. Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости наелись и готовы к общению и развлечениям.

Переключите их внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!" Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему. У присутствующих на празднике маленьких гостей тоже может возникнуть желание побыть "отогреваемым", оказаться в центре внимания. Вы можете предоставить им эту возможность, повторив игру, а можете оставить ее для таких особых случаев, пообещав ребятам, что их ждет еще много интересных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, нужно тут же начать выполнять).

4. Закончи предложение

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра - хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...". Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Таким образом, я желаю вам стать волшебником для собственного ребенка, дарящим ценность самого себя собственному, самому родному человечеку! Это в ваших силах! Верте в себя и в собственного ребенка!

С самого раннего возраста малыш чувствует любовь родителей, их заботу и нежность. Это показывается не только в отношениях и ласке, но и в желании родителей сделать своего малыша красивым и оригинальным. Они балуют малыша новыми нарядами, тем более что малыш-то растет быстро, надо каждые полгода покупать что-то новое. Ещё недавно у вас были востребованы комбинезоны для мальчиков и девочек, а теперь пришло время платьев и штанишек. Вся одежда должна быть качественной и в достаточном количестве, от качества и количества нарядов зависит формирование личности ребенка. Причем такая зависимость может сделать малыша самодостаточным и востребованным в обществе, а может привить ему совершенно не нужные комплексы.

Одежда для малыша в первую очередь должна быть максимально удобной и экологичной – это залог его будущего здоровья. Она не должна быть унылой, иначе и малыш вырастет таким же серым и унылым. Её не должно быть слишком много, малыш просто растеряется в выборе, что может навсегда отбить у него охоту этот выбор делать, или наоборот – выбор станет самоцелью всей жизни. Это основные моменты влияния одежды на формирование личности ребенка, а теперь рассмотрим их подробнее.

Удобство и комфорт, «здоровая» одежда

Одежда для малыша должна быть обязательно по размеру и достаточно удобной. Если ребенок носит одежду «с чужого плеча», он может чувствовать себя неуютно среди сверстников. Дети достаточно жестоки в плане высмеивания, так что это может нанести моральную травму ребёнку, обиду на родителей, чувство отчужденности среди сверстников. Когда одежда немного мала, она стесняет движения малыша – играть активно он не сможет. Это чувство стесненности в своих движениях и действиях может остаться с ним потом на всю жизнь. Когда одежда велика, она тоже стесняет движения, вызывает насмешки окружающих, малыш будет чувствовать постоянный дискомфорт, как в играх, так и в общении – это может сделать его замкнутым.

Вся одежда ребенка должна быть из натуральных тканей, так как они не вызовут аллергии у ребенка. Синтетические материалы яркие и красивые, но как будет чувствовать себя ваш малыш в «модном прикиде» и с постоянным зудом кожи под ним? Конечно, неуютно, что испортит всю радость от яркости и необычности наряда. Тем более что последствия аллергии могут остаться потом на всю жизнь и даже дать осложнения.

«Унылая» одежда дает серость ощущениям

Многие родители стараются покупать для детей «практичную» одежду, которая будет меньше пачкаться. Обычно это темные цвета, некачественная материя, иногда слишком грубая для нежной детской кожи. Ребенок в таких нарядах на фоне других детей будет чувствовать себя «серой мышкой», что с детства сильно подорвет его самооценку. Серость в детских нарядах способна вызвать «серость» поведения и мироощущения малыша. Он тоже станет абсолютно «серым», пусть даже и «удобным» для окружающих. Такие дети стараются придумать свой внутренний мир в ярких красках, поэтому часто становятся не просто фантазерами, а отъявленными врунами. Или наоборот, становятся агрессивными задирами, чтобы хоть так выделится из толпы. У психологов это называется «отрицательной яркостью».

Только яркая и интересная одежда в раннем возрасте способна воспитать в ребенке удовольствие от себя самого, от окружающих людей и от отношений. Таким малышом все любуются, он чувствует свою значимость, интерес к себе – так начинается осознание своей индивидуальности как личности.

Много – совсем не значит хорошо

«Перебор» по части количества вещей у малыша многими родителями не осознается как травма психики ребенка. Когда у ребенка слишком много одежды – выбор становится труден. Малыш просто теряется в этом обилии вариантов. Это может привести к двум диаметрально противоположным схемам развития его личности. Одна из них – боязнь выбора. В дальнейшей жизни такие дети стараются совершенно избегать выбора и идут по «пути наименьшего сопротивления», а это приводит их к ошибкам и неверным решениям.

Вторая схема выглядит как «неуемное накопительство», причем не только в вещах, но и в эмоциях, отношениях, связях. Это может привести к возникновению пагубных привычек, к неразборчивости в любви – это постоянные коллекционеры, которым не ведом предел в «собирательстве».