Проблема самовоспитания. Роль самовоспитания в нравственном развитии личности 16 проблемы нравственного воспитания и самовоспитания профессионала

Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.

Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.

Одним из важнейших методов самовоспитания является само­критика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нрав­ственных отношений, в жизнедея­тельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее тре­бование действенности самокритики – учет собственного дос­то­инства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя

Положительное влияние на процесс нравственного самовос­питания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может по­влечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредован­ным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).

В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напомина­ет себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоин­структирование, в детальное «проигрывание» предстоящей опера­ции и способов ее осуществления.

Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», - писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?

Совесть - разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, - повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».

Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.

Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.

А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.

В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу « Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.

Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».

Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.

Вот некоторые вопросы из него:

1. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам?

Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?

В. Маленьких взрослых?

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

2. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.

Б. Соглашаетесь изменить позицию.

В.Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.

Г. Соглашаетесь, если они правы.

Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.

Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.

Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.

С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», - повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.

Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.

Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.

Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.

Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.

Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.

Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.

Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.

«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.

В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.

Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.

Удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».

Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

Admin

Чтобы скачать материал или ! 1

На современном этапе развития российского общества требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных учреждений и определяющие социальный заказ государства на представителей данных профессий, довольно высоки. Это относится не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к профессионально-значимым качествам личности, в том числе к ее моральным принципам. Так, в »Концепции модернизации российского образования до 2025 г.» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. В национальной доктрине образования Российской Федерации приоритетное место отведено духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения. В этих условиях особую ценность представляет моральная позиция специалиста.

Особую актуальность рассмотрению проблемы развития моральных качеств будущих специалистов придает духовно-нравственный кризис современного общества, вызванный переходом России к рыночной модели экономики и повлекший за собой значительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

Необходимо подчеркнуть, что проблема формирования нравственности волновала человечество на всех этапах его исторического развития. Она была в центре внимания прогрессивных педагогов и просветителей и нашла свое отражение в трудах Я.А. Коменского, С.И. Гессена, Т.Н. Грановского, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Большое значение рассмотрению данных вопросов уделяется и на современном этапе. Так, по мнению современных исследователей, таких как Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебниковой, способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающих, а должна выработать самостоятельно. Эо требует творческих усилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования. Самовоспитание в сфере нравственности - это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, по всем видам своей деятельности.

В связи с этим следует отметить, что уровень духовности и нравственности нашей молодёжи сегодня заметно понижается. Отсутствуют важные моральные принципы, появилось большое количество асоциальных субкультурных молодёжных направлений, которые притягивают школьников, студентов и приводят их к деградации умственной, интеллектуальной и духовной. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, лень, самоуверенность. Поэтому в настоящее время для российского общества проблема нравственности является одной из самых злободневных и серьёзных. Нельзя говорить о тотальном исчезновении её, но современное состояние морально-нравственных принципов подрастающего поколения заставляет задуматься о повышении уровня нравственного воспитания и о возможности сохранения единого культурного и образовательного пространства.

В современных толковых словарях мораль понимается как совокупность норм и принципов поведения человека в обществе; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения. Особенность её заключается в том, что моральные принципы, нормы, правила, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, их выполнение - внутренняя потребность человека, контролируемая общественной мыслью.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации. Духовный кризис общества порождает кризис семьи и школы как важнейших институтов, влияющих на формирование морально-нравственных качеств человека.

Как известно, моральные начала формируются в семье. Это происходит на основании того примера, который находится у ребенка перед глазами. Данный процесс находит свое продолжение при общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе, в процессе восприятия таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать на основе самовоспитания собственные моральные ценности.

Однако в современном российском обществе мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, массовой культуре. Осуществляется манипулятивное воздействие на человека, особенно со стороны телевидения и рекламы, популяризирующее так называемый «гедонистический проект». Он предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок как человека, так и общества в целом.

Это приводит к тому, что происходит моральная деградация общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Однако на сегодняшний день общество, находясь в состоянии перманентного кризиса, который возникает в силу политической нестабильности и экономических проблем, забывает о формировании нашего будущего поколения, которое является мощным фактором его развития. Это может привести к непоправимым изменениям в жизни страны. Для стабилизации ситуации, в первую очередь, нужно говорить о морально-нравственной стороне развития личности нашей молодёжи. Это формирование должно начинаться с момента рождения ребёнка, но родители, находясь в состоянии постоянного дефицита времени, порой не замечают поступки своих детей или не хотят замечать их, а ребёнок растёт и развивается достаточно интенсивно и из младенческого возраста очень быстро переходит в дошкольный, затем - в подростковый и юношеский. Несформированность морально-нравственных качеств ведёт к деформации представлений, ценностных ориентиров, сознания и личности.

Научные исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых молодыми людьми, связана с их ориентацией на групповые нормы, которые вступают в противоречие с общественными. В результате чего молодые люди выражают неоднозначное отношение к необходимости соблюдения социальных норм.

В итоге в нашем обществе с каждым годом растёт процент молодых правонарушителей, количество самоубийств. Необходимо затронуть вопрос также и об отсутствии адекватных норм поведения нашей молодёжи в общественных местах: на улице, в транспорте, в кино, в кафе. У современных молодых людей выработаны и приняты удобные для них формы поведения, но не те, которые считаются нормами поведения в цивилизованном обществе. Проблема отсутствия нравственности у молодого поколения деформирует не только отдельную личность, она влияет на состояние дальнейшего развития нашего общества.

Как отмечают исследователи, изучив исторические циклы эволюции российского государства, каждому политическому и экономическому подъёму или спаду всегда предшествовал, соответственно, подъём или спад духовной жизни и культуры. Таким образом, нравственность - это высшая сознательно-волевая форма социальной духовности как внутренне - внешнее проявление независимости воли. Она отображает соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества и качеством образования.

Проблема развития морали и нравственности затрагивается и рассматривается многими отраслями наук. Ее разрешением должно быть обеспокоено в первую очередь государство, которому необходимо обеспечить политическую и экономическую стабильность страны, чтобы молодой человек, развивающийся в данном обществе, мог реально представить свой дальнейший жизненный путь и приносить пользу своей стране.

Общественная же ценность формирования профессиональных морально-нравственных норм, профессиональной этики, состоит в том, что она создает моральный микроклимат в коллективе, обеспечивает нравственное здоровье личности, благоприятствует моральной атмосфере в обществе.

Моральный микроклимат в трудовом коллективе обеспечивается за счет моральных норм, всегда несущих оценочную нагрузку в определенном ракурсе - в категориях добра и зла. Норма - это и образец, и одновременно побудитель, как к самоограничению, так и к активному действию. Соблюдение норм нравственности обязательно для каждого индивида в любом трудовом коллективе, что свидетельствует о культуре не только отдельных личностей, но и о культурном уровне всего коллектива, а также о степени и многообразии моральной жизни общества.

Вот почему в процессе обучения в вузе актуализируется необходимость формирования нравственных ценностей, наиболее значимых для той или иной профессии, образуются профессионально - значимые нравственные ценности и идеалы, формируются профессионально-ценностные ориентации.

Задача воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении состоит в том, чтобы помочь студенту, до того как он примет решение, сформировать оптимальное отношение к конкретной реалии жизни. В современных условиях цель воспитания в вузе состоит в формировании из студента конкурентоспособного специалиста, с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью, высокой общей культурой интеллигента, способностью уверенно ориентироваться в быстроменяющихся условиях общественной жизни.

Поэтому, на наш взгляд, формированию морально нравственных качеств будущего профессионала будет способствовать:

Введение студентов в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется, какое значение имеет в жизни человека и какую пользу приносит, какую роль играет нравственность в саморазвитии и формировании лучших человеческих качеств, которые обязательно должны присутствовать в личности будущего профессионала; расширение кругозора студентов, углубление знаний, так как в период обучения, когда закладываются основы овладения профессией, важно научить будущих специалистов технологиям самоорганизации, этическим нормам и правилам поведения, определяемыми нравственными качествами;

Овладение не только теоретическими знаниями о нравственности, но и одновременно вооружение студентов приемами и способами нравственной саморегуляции, самоуправления и саморазвития и их подготовка к духовно-нравственной самостоятельной жизни как теоретически, так и практически.

Библиографическая ссылка

Куянова И.В. К вопросу формирования морально-нравственных качеств выпускника высшего профессионального образовательного учреждения // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 78-80;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32970 (дата обращения: 14.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Спасение человечества только в воспитании, которое становится тем самым величайшей из практических задач людей.

Фихте разрабатывает грандиозный план национального воспитания, в который в качестве главной его части входит руководство самостоятельным нравственным совершенствованием ребенка.

Подвергая блестящей критике культуру современного ему общества и, в частности, общепринятый в нем характер воспитания, Фихте одновременно продолжает разработку содержания и методов такого образования, которое могло бы продвинуть человечество вперед. В этой связи особенно подробно великий мыслитель останавливается на этических проблемах, составляющих фундамент нравственного облика «человека будущего».

В «Системе учения о нравственности» Фихте рассматривает последовательные этапы, какие проходит человек, поднимаясь от низших ступеней нравственного развития к высшим.

Вначале он бессознательно определяется своими чувственными влечениями. Если он определяется только ими, не отдавая себе в этом отчета, он, в сущности, мало отличается от животного.

Если же он начинает рефлектировать над своими чувственными влечениями, но в то же время еще подчинен им в своем поведении, то он уже сознательно делает своей целью собственное благополучие, обеспечивая себе удовлетворение чувственных склонностей.

В этом случае, говорит Фихте, человек поступает тоже как животное, но животное расчетливое. Он сознательно преследует цель собственного благополучия.

Свобода самозаконной воли, определяющейся не чистым, а эмпирическим Я, оборачивается произволом. Это все тот же эгоизм, но только рафинированный.

Максима такого эгоиста – неограниченное и беззаконное господство над всем, что вне нас. У него нет намерения, а только слепое влечение. Но он действует, не имея при этом в виду абсолютно никакого другого возможного основания, кроме собственного произвола. Если смотреть на него с моральной точки зрения, он не имеет ни малейшей ценности, ибо вырастает не из моральности.

Более того, волевой эгоист опаснее, чем эгоист просто чувственный.

Это – развенчание бонапартизма, «героического» характера, превозносимого Шлегелем, Шопенгауэром и Ницше и исследовавшегося Достоевским в «Преступлении и наказании» и в «Бесах». (Вспомним хотя бы Ставрогина из романа Достоевского «Бесы».) Фихте всегда боролся с идеологемой вседозволенности, всегда разоблачал «наполеонизм» как опаснейшее для прогресса проявление тиранического характера.

Фихте отличал беззаконную волю от воли нравственной. Мало научиться подчинять себе свои склонности, говорит он. Нужно еще и самую свою волю подчинить высшему началу – нравственному закону.

Человек оказывается господином своих страстей, приобретя самостоятельность и свободу по отношению к ним257.

Развитие нравственности, таким образом, есть становление «собственно долга». Чтобы воля индивида стала свободной, недостаточно, следовательно, научиться подчинять себе свои склонности. Нужно еще подчинить саму свою волю высшему началу – нравственному закону.

Становление воли и свободы у Фихте есть все более сознательное стремление к преодолению чувственных побуждений и склонностей, подчиняемых добру.

То, что обладает очевидной истинностью для нашей воли, Фихте называл убеждением. Нравственный закон, непреложный для нас как для свободных существ, согласно Фихте, гласит: «Поступай всегда в соответствии с твоими убеждениями».

Убеждение обладает непосредственной достоверностью. Совесть, будучи индикатором отхождения от этой непосредственной достоверности, никогда не ошибается. Поэтому категорический императив Фихте звучит еще и в такой формулировке: «Поступай по твоей совести»258.

Эта трактовка нравственного закона близка к Канту, у которого совесть – интериоризированные интересы человеческого рода в целом, а категорический императив есть требование постоянно учитывать эти интересы.

Нравственный закон повелевает: поступай в безусловном согласии с твоим убеждением о твоем долге! Исполняй всякий раз твое назначение!

«В начале было дело», – неустанно повторял Фихте, и этика долга, активного волевого действования в интересах человечества становится единственным источником счастья – долга конструктивного действия. Фихте считает возможным радостное исполнение долга.

В свете этого понимания человека как космической силы и притом силы самосотворяющейся и наивеличайшей в природе, силы равновеликой в любом представителе рода «человек разумный», «человек самосознающий», т.е. обладающий «я», – понятным становится и содержание нравственного воспитания.

Во-первых, поскольку деятельность автономного нравственного Я приобретает у Фихте величие и силу демиурга, то ясно, что воспитание деятельного начала в человеке в значительной степени совпадает с воспитанием нравственности, а величайшим грехом и отступлением от образа человеческого становится бездеятельность, инертность, лень, косность.

Во-вторых, в содержание нравственного формирования личности включается воспитание любви к человеку как таковому, как принадлежащего к сообществу обладающих животворным самосознанием существ.

Наконец, нравственное становление возможно только как самосотворение (ибо все сотворенное, по Фихте, есть продукт «я»).

Фихте, бывший одним из лидеров борьбы за объединение Германии, за национальное единство как предпосылку расцвета нации, продолжал линию Лессинга, Канта, Гёте, Шиллера на преодоление феодальной раздробленности, княжеского деспотизма и, по словам Ф. Меринга, «габсбургского или гогенцоллернского, вальденского или веттинского квасного патриотизма»259.

В этих исторических условиях патриотическая идея Фихте (как и Канта) приобретала «космополитическую форму», которую необходимо отличать как от космополитизма в полном смысле слова, так и от национализма.

Требования Фихте: непримиримость к национальному сепаратизму и угнетению одной нации другой, равенство всех народов безотносительно к их культурному развитию.

В понятие патриотического воспитания он вкладывал своеобразный и прогрессивный смысл.

Истинный патриот заботится прежде всего о том, чтобы его родина была образцом нравственного и научного совершенства для остального, пока что менее счастливого человечества.

Но такая патриотическая благотворительность, как и всякая иная, должна начинаться дома – в семье.

Воспитание долга в семье предстает у Фихте как процесс предоставления и ограничения свободы, практикования свободы и формирования навыка, т.е. как обучение пользованию свободой. Противоречие между свободой и ее ограничением преодолевается послушанием как добровольным подчинением ребенка воле воспитателя. Нравственный характер этому подчинению придает доверие ребенка к мудрости и добродетельности родителей. Истоком этого доверия являются любовь воспитуемых к достоинствам воспитателей и желание обладать теми же достоинствами.

По мере расширения сферы свободных действий ребенка происходит осмысление, осознание своего послушания, которое превращается при этом и благодаря этому в долг ребенка.

Послушание детей родителям остается нравственными только до тех пор, пока оно согласуется с нравственными убеждениями воспитателей. В противном случае, если безнравственность требований родителей становится непосредственно очевидной ребенку, долгом последнего является непослушание.

Научив ребенка пользоваться своей свободой разумно, нравственно, родители прекращают воспитательные воздействия в рамках подчинения детей.

После завершения воспитания нравственные отношения родителей и детей принимают следующие формы: у родителей – долг заботы о своих детях, у детей – долг почтительности, у тех и у других долг взаимопомощи и взаимной поддержки.

Этическое совершенствование детей. Цель нравственного развития человека – окончательно уничтожить своеволие. На его место Фихте ставит подлинную свободу, зависящую от окружающего мира («не-я»).

В значительной мере оно совпадает с развитием деятельного начала в человеке, тогда как бездеятельность, инертность, лень, косность объявляется источником радикального зла. Нравственность включает также любовь к человеку как носителю самосознания. Само же нравственное становление возможно только как самосотворение.

Цель этического воспитания – формирование доброй воли. Нравственная самостоятельность невозможна без внутреннего расположения к добру. Для этого необходима интеллектуальная самостоятельность, которая должна созреть при полном и гармоническом развитии всех человеческих способностей.

Самой простой и чистой формой нравственности является потребность в уважении. Уважение к себе – первый этап; уважение к взрослым – второй; уважение к «чужому», внешнему, – третий (этап самоуважения).

Фихте против похвал, обещаний, наград; только бескорыстие нравственности ценно.

Необходимо преодоление эгоизма, воспитание самообладания и готовности к самоотдаче. Общая нравственная цель – благо человечества, это – высший критерий нравственности.

Есть только один способ представить себе эту высшую нравственную цель наглядно, чувственно, конкретно – это нравственное общение. Поэтому необходимо общие воспитуемых как подготовка к совместной жизни, к национальной и общегражданской обязанности, а также – к долгу по отношению к самому себе.

Школа должна быть улучшенным сколком общества. Разработанная Фихте идея школы как «маленького государства» оказала очень сильное влияние на мировую демократическую педагогику, которая в ХХ в. охотно превращала школу «в модель общества», приспособленную к специфике ребенка, чтобы эффективнее приспособить ребенка к специфике общества. Непосредственное воздействие Фихте испытали такие представители этой линии в педагогике, как Сесил Редди, Гомер Лейн, Джон Дьюи и др.

Школа осуществляет воспитание обоих полов так, чтобы обучение сочеталось с трудом. Этическое воспитание включает в себя как важнейшую часть «хозяйственное» воспитание. Воспитывающая школьная «республика» (а она нужна именно для отправления этой функции) организует хозяйственное общение, которое школьники поддерживают своим трудом.

Цель этого соединения обучения с трудом в меньшей степени экономическая, в большей – чисто педагогическая, воспитание в труде служит не только подготовке к жизни взрослого, но Фихте видит в этом воспитании в равной степени важное средство общественного, нравственного становления личности, которое не знает никаких привилегий и различий в происхождении.

Необходима и коллективная работа, в ходе которой все помогают друг другу. Это дает общность целей, общий труд, общие трудности, радости и горести.

Духовное общение народа должно быть подготовлено в школе, школа сама должна быть республикой, маленьким самоуправляющимся государством.

Ясность ума и чистота чувства – два необходимых фактора нравственного развития. Из этой цели проистекают и содержание и метод воспитания: через ясность познания – к чистоте воли.

Ясное самосознание («познавай, что ты делаешь, воссоздай, что познаешь») есть путь к ясности человеческого рассудка, а познавательная самостоятельность – не только путь к нравственности, но и есть путь самой нравственности.

Самопознание же дается самосозерцанием.

Что касается содержания нового воспитания, то его исходным пунктом, по Фихте, должны стать стимуляция и формирование свободной духовной деятельности воспитанника, его мышления, в котором впоследствии ему откроется мир красоты и любви.

Фихте подчеркивает, что в сочинениях Песталоцци превосходно освещены те первые шаги, которые должен сделать воспитанник в указанном направлении.

Песталоцци совершенно справедливо осуждает систему обучения, ввергавшую учащегося в темную пучину туманного и непонятного, никогда не позволявшую ему ни достигнуть истины, ни приблизиться к живой деятельности. Это положение Песталоцци согласуется с утверждением Фихте, что подобная система обучения бессильна изменить действительность, заложить фундамент новой жизни.

«Верьте себе!» – без этого лозунга, входящего «в кровь» воспитанника, мы выращиваем, по Фихте, ипохондриков и психастеников. «Проверяйте все, во что вы верите!» – без этого лозунга мы воспитываем верхоглядов и самоуверенных скороспелок.

«Верьте себе!» имеет и еще одно значение: доверьте своим лучшим порывам, кто бы и что бы ни делал дурного вокруг вас.

© 2013 М.О.Илюхина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 03.09.2012

В статье осуществляется осмысление предлагаемых учеными определений понятия «нравственное самовоспитание»; на основании выявления различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью дополняется научное представление о понятии «нравственное самовоспитание школьника». Ключевые слова: нравственность, самовоспитание, нравственное самовоспитание, моральная деятельность, нравственная деятельность, школьник.

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовного и нравственного развития общества. Жизнеспособность нации напрямую зависит от уровня духовно-нравственного и культурного ее развития. Это относится и к современной России. Как подчеркивается в «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности»: «Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранением культурного достояния всех народов России»1. В данном контексте особое значение приобретает проблема нравственного воспитания детей и молодежи, в рамках которой ставится и решается вопрос организации нравственного самовоспитания учащихся.

Практическому решению любой научной проблемы предшествует ее теоретическое осмысление, соответственно, решению проблемы организации нравственного самовоспитания учащихся должно предшествовать осмысление предлагаемых учеными определений данному понятия. Осмыслим предлагаемые учеными определения понятия «нравственное самовоспитание».

Нравственное самовоспитание, как подчеркивает С.М.Ковалев, состоит в формировании представлений и понятий о морали, образовании соответствующих моральных убеждений и привычек, чувств, которые регулируют отноше-

Илюхина Марина Олеговна, аспирант кафедры педагогики. E-mail: mariah87@mail. ru

1 Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской

Федерации и защиты их нравственности. Проект. - М.: 2008. - С. 10.

ние человека к другим людям, к собственным обязанностям, его поведение в коллективе. Оно включает искоренение аморальных поступков из жизни человека2.

В данном определении понятия «нравственное самовоспитание», как показывает его анализ, не проясняется, во-первых, кто формирует представления и понятия о морали, соответствующие моральные убеждения и привычки, которые регулируют отношение человека к другим людям, к собственным обязанностям, его поведение в коллективе. Во-вторых, если учитель формирует представления и понятия о морали, моральные убеждения и привычки, то своей деятельностью он, например, предъявляя образцы совершенства в отношениях между людьми, создает предпосылочное состояние для нравственного самовоспитания школьника. Однако это не есть собственно нравственное самовоспитание.

Иную точку зрения относительно нравственного самовоспитания мы находим у М.Г.Тай-чинова, подчеркивающего, что нравственное самовоспитание является как бы внутренней стороной процесса нравственного формирования, как бы его продолжением в субъекте. В самовоспитании проявляется активность сознания, ибо человеческая оценка внешних явлений всегда опосредована личным самосознанием, мировоззренческим уровнем индивидуального сознания. Нравственное самовоспитание - это усилия человека, направленные на совершенствование себя как социально активной личности, на усвоение опыта предыдущих поколений, на приобщение к нормам социальной жизни, это волевая деятельность каждого, направленная на формирование нравственного поведения, на развитие требовательности к себе, самооценки, способности разумного регулирования своего поведения соразмерно моральным требованиям

2 Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М. 1986. - С. 80.

общества, ответственности перед обществом за свои действия3.

В предлагаемом М.Г.Тайчиновым

определении понятия «нравственное

самовоспитание» четко обозначается, что нравственное самовоспитание является продолжением осуществляемого учителем нравственного формирования школьника, которое создает предпосылочное состояние для нравственного самовоспитания школьника. Важным в понимании ученым явления нравственного самовоспитания является, на наш взгляд то, что нравственное самовоспитание требует активности сознания.

Развивая данную мысль ученого, скажем, что сознание, точнее нравственное сознание, создает программы по совершенствованию школьником себя в соответствии со своим поставленным целям, изменению своего внутреннего мира, поведения и отношений к окружающим людям по критерию ценностей и норм морали. Нравственное сознание «распознавая» безнравственное, аморальное, включает «такую форму духовной активности субъекта, которая «разворачивает» мир к его интересам, жизненным позициям, идеалам, превращая объективное отражение бытия в его осмысленное отражение, «очеловеченное» понимание»4.

Близкую ко взглядам М.Г.Тайчинова точку зрения относительно того, что нравственное самовоспитание есть внутренняя сторона процесса нравственного формирования, продолжение данного процесса в субъекте, мы находим у А.В.Резниченко. Ученый пишет, что нравственное самовоспитание есть закономерно обусловленная требованиями воспитания и определенным уровнем развития нравственного самосознания деятельность личности, направленная на управление своим нравственным развитием и формированием на основе достижения единства объективных и субъективных целей воспитания и критического осознания степени своего участия в преобразовании окружающей действительности и совершенствовании коллективных отношений5.

Мы написали «близкую точку зрения» потому, что А.В.Резниченко в отличие от М.Г.Тайчинова, ведя речь о воспитании, а не о формировании, полагает, что нравственное са-

3 Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: книга для учителя. - М.: 1982. - С. 16.

4 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997.- С. 157.

5 Резниченко А.В. Профессионально-нравственное

самовоспитание студентов как условие развития

педагогической культуры будущего учителя:

диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ростов на/Д.: 1999. - С. 15.

мовоспитание, обусловленное требованиями воспитания, уровнем развития нравственного самосознания, есть деятельность личности. В то же время А.В.Резниченко не указывает на то, что нравственное самовоспитание является продолжением воспитания. Оно лишь обусловлено требованиями воспитания, которое, заметим, не может быть одинаковым для всех.

Воспитание и формирование являются различными понятиями, фиксирующими различные системы отношения. Если

воспитание есть система субъект-субъектных отношений, то формирование есть система субъект-объектных отношений, внутри которых и возникают субъект-субъектные отношения.

Мы полагаем, что в случае с нравственным самовоспитанием речь должна идти о воспитании, а не о формировании, которое является, естественно, обязательным условием руководства учителем нравственным

самовоспитанием школьников.

В контексте теоретического осмысления понятия «нравственное самовоспитание» интересным нам представляется положение А.А.Гусейнова и И.С.Кона о том, что самовоспитание является одной из основных сторон моральной деятельности, состоящей в том, что индивид целенаправленно развивает свои духовные способности и совершенствует образ жизни, ориентируясь на собственные представления о нравственно совершенной личности. Самовоспитание реализуется в такой системе ценностей, где приоритет имеет достоинство личности. В процессе самовоспитания индивид через критическое отношение к самому себе подвергает критике мир общественных отношений, наличных нравов. Самоочищаясь, он изживает в себе то, что ему не нравится в других, и стремится «выделать» себя таким, каким он хотел бы видеть всех остальных людей, окружающий мир6.

Осмысление данного положения ученых дает нам основание утверждать, что моральная деятельность, содержание которой образуют моральные отношения, является средством самовоспитания, а от содержания такой деятельности зависит и содержание отношений человека к себе, к другому. Данное утверждение базируется на философском понимании деятельности как специфически человеческой формы (человеческого способа) отношения к миру, связанного с работой в социокультурных парадигмах, на непреложном

6 Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. - М.: 1989. - С. 296.

факте, что человеческое бытие представляет собой жизнь в культуре7.

Из такого понимания В.С.Швыревым деятельности следует (должно последовать), что моральная деятельность есть специфически человеческая форма (человеческий способ) морального отношения к миру. Она фиксирует моральные отношения, данные отношения реализуются в моральной деятельности.

Утверждение о том, что моральная деятельность фиксирует моральные отношения, имеет прочную методологическую основу. Так, В.П.Бездухов, исходя из аналогичного философского понимания деятельности, отмечает, что каждый вид деятельности фиксирует адекватную ей систему отношений и обладает своим системообразующим компонентом. Согласно ученому, познавательная деятельность есть система гносеологических отношений, которые определяются ориентацией исследователя на истину, являющуюся системообразующим компонентом данной деятельности, преобразовательная деятельность фиксирует праксеологические отношения, а ценностно-ориентационная деятельность фиксирует ценностные отношения, а системообразующим ее компонентом является ценность8.

Из этого следует, что моральная деятельность фиксирует моральные отношения, нравственная деятельность - нравственные отношения.

Мы полагаем, что, когда речь идет о нравственном самовоспитании школьника, то следует вести речь о нравственной деятельности, а не о моральной деятельности. Данное утверждение базируется, во-первых, на различении морали и нравственности. Во-вторых, на различении морального и нравственного сознания. Если исходить из принципа единства сознания и деятельности, то следует вести речь о единстве морального сознания и моральной деятельности, о единстве нравственного сознания и нравственной деятельности.

Заметим, что различение морали и нравственности не позволяет в полной мере уяснить суть различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью. Различия между данными видами деятельности становятся понятными, если мы будем, исходить из того, что каждому уровню рефлексии, как подчеркивает

7 Швырев В.С. Деятельностный подход к пониманию «феномен человека» (попытка современного осмысления) // Наука глазами гуманитария. - М.: 2005. - С. 345 - 383. - С. 349.

8 Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. - М.: 2008. - С. 78.

В.С.Степин, соответствует свой тип знаний и свой способ оформления категорий9.

Опираясь на данную В.С.Степина, О.К.Позднякова, разрабатывая проблему многоуровневой морально-этической педагогической рефлексии, обосновала, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием. Нравственная рефлексия осуществляется в рамках нравственного сознания, моральная рефлексия - морального сознания, этическая рефлексия - этического сознания.

Однако понимание того, что каждому уровню морально-этической педагогической рефлексии соответствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются,

осмысливаются соответствующим данному типу знания сознанием, также не дает целостного представления о сути различий между моральной деятельностью и нравственной деятельностью.

Методологической основой для различения моральной деятельности и нравственной деятельности становится идея А.Н.Леонтьева о том, что в человеческую деятельность вплетается деятельность сознания как ее необходимый элемент10.

Из данного положения следует, что в нравственную деятельность вплетается деятельность нравственного сознания, в моральную деятельность - моральная деятельность.

Интерес представляет и такая идея А.А.Гусейнова и И.С.Кона, как «самовоспитание реализуется в такой системе ценностей, где приоритет имеет достоинство личности». Понимание учеными того, что приоритет в системе ценностей, в которой человек осуществляет самовоспитание, имеет достоинство личности, показывает, что человек, обладающий чувством собственного достоинства, ориентированный на изменение себя, является автономной личности. Человек, как подчеркивает И.Кант, имеет внутреннюю ценность, то есть достоинство. Единственно подходящее выражение для такой оценки человека, которую разумное существо должно дать этому достоинству, это - слово уважение. Автономия, есть, таким образом, основание достоинства человека и всякого разумного естества11.

Важно отметить, что человек, осознающий собственное достоинство, в такой же мере отно-

9 Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: 2000. - С. 278 - 279.

10 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1981. - С. 295.

11 Кант И. Критика практического разума. - СПб.: 1995. - С. 95 - 96.

сится и к достоинству другого. «Показателем достоинства личности, - пишет Т.В.Ми-шаткина, - является ее отношение к достоинству другого человека»12. Из такого понимания показателя достоинства личности следует, что нравственное самовоспитание как сторона нравственной деятельности изменяет не только самого человека, но и его отношение к другому человеку, признаваемым своим-другим.

Выполненный нами анализ предлагаемых учеными определений понятия «нравственное самовоспитание» позволил нам дополнить научное представление о понятии «нравственное самовоспитание школьника». Отправным моментом для такого дополнения является понимание того, что нравственное самовоспитание

осуществляется в нравственной деятельности, а не в моральной деятельности.

Нравственное самовоспитание школьника есть самостоятельная, свободная, целеустремленная и систематическая нравственная деятельность школьника, обеспечивающая нравственное совершенство через воспитание в себе нравственных качеств, через «взращивание» в себе добродетельного человека в системе ценностей, освящающих выбор идеалов, моделирующих «потребное будущее», которое желали бы видеть и человек, и общество.

12 Мишаткина Т.В. Честь и достоинство // Этика. - Минск: 2002. - С. 208- 223. - С. 217.

CATEGORICAL ANALYSIS OF «MORAL SELF-EDUCATION»

© 2013 M.O.Ilyukhina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article accomplishes the interpretation of «moral self-education» definitions proposed by scientists; based on differences between ethical activity and moral activity the scientific understanding of the concept of «moral self-education of a pupil» has been complemented.

Keywords: morality, self-education, moral self-education, ethical activity, moral activity, a student.

Ilyukhina Marina Olegovna, the post-graduate student of faculty of pedagogics. E-mail: mariah87@mail. ru