Что делать, если ранимый ребенок и как воспитывать ранимого ребенка?  Обидчивый ребенок что делать: возможные причины и действенные советы.

В возрасте трех-пяти лет дети искренне считают, что мир вращается вокруг них. Естественной реакцией ребенка на несоответствие реальности его ожиданиям становится обида. Мама не купила новую игрушку в магазине, папа не выслушал рассказ о новых друзьях по детской площадке, бабушка запретила есть мороженое на улице – любой отказ или запрет взрослых в этот период может стать для малыша поводом почувствовать себя оскорбленным. О причинах детских обид и о том, как правильно вести себя с обидчивым ребенком, родителям расскажет портал «Я родитель».

Детям свойственно обижаться на родительские отказы и запреты. На отсутствие внимания, похвалы и одобрения своих действий со стороны близких людей. Большинству взрослых их обиды кажутся незначительными и надуманными, но на самом деле это не так – малыши глубоко переживают конфликты с родителями, а отсутствие должной поддержки мам и пап в таких ситуациях может привести к внутреннему дискомфорту и развитию психологических проблем у ребенка.

Повышенная обидчивость у детей трех лет может быть связана с возрастным кризисом, пик которого приходится на два с половиной-три года, когда у ребенка формируется чувство собственного достоинства. В этот период поведение малышей отличают повышенная эмоциональность и склонность к конфликтам. Ребенок реагируют обидой, плачем и криками даже на малейший, самый незначительный повод.

Начиная с пяти лет, детские обиды уже больше похожи на те переживания, которые испытывают взрослые люди. В этом возрасте для ребенка важно признание его в детском коллективе, а также положительное отношение к нему сверстников. Поэтому все обиды, недовольства и недоразумения родителям стоит разбирать со своим чадом.

Как вести себя с обидчивыми детьми?

Обидчивые дети очень ранимы и часто находят повод для расстройств там, где его нет. Эксперты портала «Я-родитель» дают , как помочь ребенку справиться с обидой.

1. Контролируйте собственные эмоции

Чтобы научить малыша справляться с эмоциями, родителям стоит научиться контролировать собственные чувства и эмоции. Если в порыве гнева или обиды вы повышаете голос, бросаете обвинения и упреки в адрес обидчика, то вполне ожидаемо, что и ребенок в похожих ситуациях будет вести себя аналогично. рекомендуют избавиться от этой привычки. Для этого научитесь разговаривать с окружающими спокойным голосом. Обсуждая проступки ребенка, возьмите за правило заменять обвинительные фразы на нейтральные. Например, вместо фразы «Ты совершенно не умеешь себя вести» можно сказать: «Я очень расстроилась, когда ты сделал то-то…». Помните, маленькие дети часто копируют поведение и поступки родителей, в особенности их агрессивное поведение, поэтому старайтесь сохранить авторитет в глазах своего ребенка и привить ему уважение к старшим.

2. Проявляйте внимание к ребенку

Если ребенок часто обижается, будьте более внимательны к нему. Всегда спрашивайте, что произошло, если видите, что он вот-вот расплачется, хвалите его за каждый добрый поступок, выслушивайте ребенка, если он хочет о чем-то рассказать. Действуя таким образом, вы показываете малышу, что вам небезразличны чувства, которые он испытывает.

3. Сопереживайте своему чаду

Если вы отказались купить ребенку новую игрушку, а он в ответ устроил истерику, не стоит говорить «Не плачь», «Обойдешься» или «Ничего страшного не произошло, у тебя и так их много!». Эти фразы не утешат малыша. В этой ситуации разумнее дать ему возможность выговориться или поплакать, не прерывая его. Помните, обиженному ребенку крайне важна родительская поддержка, ведь ему хочется, чтобы его поняли, услышали и разделили его горе. Поэтому проявите сочувствие и понимание к своему чаду. Скажите, что вы его полностью понимаете, и что на его месте вы бы тоже испытывали негативные чувства.

4. Научите ребенка управлять негативными эмоциями

Когда первоначальный всплеск эмоций утихнет, объясните ребенку, что обида – это негативная эмоция и расскажите, как правильно с ней бороться. Например, пусть он представит, как может выглядеть обида, и нарисует ее на бумаге. Помогайте ему наводящими вопросами: какого она цвета, формы, на что похожа? Когда малыш закончит «портрет обиды», вместе с ним разорвите и выбросьте рисунок. Объясните ему, что те же самые действия он может выполнять каждый раз, когда испытывает негативные эмоции. Научите его и мысленной визуализации обиды, чтобы ребенок мог избавляться от этого чувства даже тогда, когда под рукой нет бумаги и фломастеров.

О том, как снизить уровень тревожности у ребенка трех-шести лет и научить его управлять своими эмоциями, вы узнаете из видеоурока с участием эксперта портала «Я-родитель» психолога Анастасии Ситниковой.

Виктория Грицук

Пройдите психологический тест, разработанный экспертами портала «Я-родитель», который поможет определить, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку.

Евгения, Здравствуйте!
У меня вопрос по поводу моей дочери. Ей 4 года. Девочка ранимая и эмоциональная, ей ничего не стоит заплакать, даже незначительная ситуация и на глазах слезы. Есть дети, которые могут сдержать свои эмоции, она - нет. Она часто хочет быть первой, делать все на "отлично" и очень расстраивается, если у нее что-то не получается. Результат - слезы. Объясняю ей, что быть первой - не главное, что важнее попробовать. Если не получится - попробовать еще раз. Что в любом случае она молодец. Но мои слова пока не очень-то ее подбадривают. К слову, девочка она способная. Уже умеет считать и читать. Как бы мне научить ее, что неудавшаяся попытка - это не повод для слез? И вообще любая ситуация, где что-то происходит не так как она планировала или хотела, тоже не повод для расстройства. Истерик у нее нет. Просто слезы. Успокаивается достаточно быстро. Порой я испытываю раздражение и говорю, что-то типа: "ну сколько можно плакать по каждому поводу?", когда сама раздражена, стараюсь не обращать внимания или провожаю в комнату, где она может поплакать и вернуться ко всем, когда успокоится.
Второй вопрос по поводу детского сада и отношений с воспитателем. Ребенок боится воспитательницу и из-за этого каждое утро поход в сад превращается во что-то невероятное и неприятное. Сначала была долгая адаптация, дочери было сложно смириться с тем, что нужно каждый день ходить в детский сад. И когда все дети ходили может не с удовольствием, но спокойно, она продолжала плакать. Причем плачет именно в момент расставания со мной. Воспитатели говорят, что весь день ведет себя хорошо. Конфликты с этим воспитателем у нас возникают уже на протяжении какого-то времени. Они возникали на почве разных разногласий, но их удавалось решить мирным путем. Любви мне и ребенку по отношению к этой женщине, в итоге, становилось все меньше. Последний конфликт меня просто вывел из себя. Дочь начинает что-то делать своими руками на занятиях. И если у нее не получается - плачет. Воспитатель - женщина суровая и раздражительная. Можно сказать, что она приказывает ребенку замолчать, а когда дочь не успокаивается (а от крика она не успокоится априори. У меня спокойный голос, к постоянно строгому тону она не привыкла), закрывает ее одну в спальне. Теперь девочка в принципе боится начинать делать поделку (лепить, клеить), потому что зарание боится провала и наказания. Пришлось разбираться в этом с участием заведующей и садовского психолога, потому что девочка боялась идти в группу до истерик, убегала и бросалась ко мне в объятья. Психолог взяла ребенка к себе один раз, по итогу беседы сказала, что у нее все хорошо с моторикой и вообще девочка хорошая, просила дать шанс воспитателю исправиться. На этом и решили. Воспитатель ушла в отпуск, уже две недели другая ее заменяет. Пока нет старой воспитательницы, дочь ходит в сад с радостью, ничего не боится. Но скоро отпуск заканчивается... А эмоции ребенка по отношению в воспитательнице не утихли (страх , тревога и агрессия в ее сторону). Дочь говорит, что будет плакать, не любит ее и не хочет ходить к ней в группу. И теперь вопрос: как наладить отношения ребенок-воспитатель? Что говорить дочери, чтобы она перестала ее бояться? Я понимаю, что и сама добавила негатива тем, что я настроена к воспитательнице негативно. Но сейчас этого не показываю, потому что понимаю, что мое мнение сказывается и на ее отношении. Я боюсь новых истерик и страха в глазах своего ребенка. Просила перевести ребенка в другую группу - отказали.
Евгения, дайте, пожалуйста, совет как поступить?
Спасибо.

Впечатлительный, ранимый ребенок тяжело переносит неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения... Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Чувствительность - не порок. Психологи утверждают, что нервная система повышенной чувствительности не является отрицательным свойством. Люди с крепкими нервами справляются с одними жизненными задачами, а впечатлительные - с другими.

Именно повышенная чувствительность всю жизнь притягивает к впечатлительным людям и детей, и взрослых. Такой человек похож на чуткую антенну, улавливающую малейшие нюансы настроения окружающих. Он умеет сострадать, сопереживать и с малых лет способен настраиваться на эмоциональную волну собеседника, вызывая тем самым его расположение.

Будучи грудничком, он мало спит, а когда плачет, его невозможно успокоить. Став старше, ребенок болезненно переживает свои неудачи - со злостью разрушает башню из кубиков, если она не получилась такой, как ему хотелось, и заходится в рыданиях, коль не удался рисунок.

Причина истерик - повышенная чувствительность нервной системы, которая передается и телу, и душе. Склонные к истерикам дети совершенно нетерпимы к боли, при этом они ее будто бы ждут. Каждый визит в поликлинику сущий ад для родителей (бурную реакцию вызывает само сообщение о походе к врачу). А уж если речь идет о прививке, то места мало всем: и родителям, и медсестрам, и другим пациентам...

Плач и крики раздаются при любых царапинах. Если в пальце заноза, то малыш не дает прикоснуться к руке, а разбитое колено - причина капризов на неделю, не меньше. Чаще всего его реакция несоизмерима с тем, что произошло. Кроха доводит себя до такого состояния, что не слышит ничего вокруг: ни ваших аргументов, ни слов утешения.

А если и слышит, то не понимает («Почему мама говорит, что не случилось ничего страшного, если мне так больно, а папа недовольно морщится?»). Впечатлительные дети обычно очень мнительные. Если ты спросишь такого ребенка, как он себя чувствует, тот наверняка ответит, что плохо, у него болит голова, и живот, и горло (хотя он, лишь слегка простыл).

Свою повышенную чувствительность малыш прекрасно использует в различных ситуациях, например, когда не хочет идти в садик или к тете, которую не любит. Между тем психологи утверждают, что эти дети действительно ощущают боль и у них ухудшается состояние в стрессовых ситуациях.

Еще одна отличительная черта - крайняя обидчивость. Стоит повысить на малыша голос, как на его глазах мгновенно появляются слезы. Как бы ни сложились обстоятельства, всегда об этом помни.

Маленький ипохондрик также довольно пуглив. Бесполезно ему говорить, что не нужно бояться, ведь его порог страха, как и боли, очень низкий. Лучше постепенно и разумно приучать его к различным обстоятельствам.

Мнительность ребенка ты можешь неосознанно усилить. Если будешь чересчур его жалеть, повторять, какой он бедненький и как сильно поцарапал ручку, то кроха даже не попытается перебороть свой испуг.

Прими его повышенную чувствительность как должное и, что бы ни случилось, сохраняй олимпийское спокойствие. Тем самым ты поможешь ему справиться с собственными эмоциями.

Ранимый ребенок чувствителен не только к физической боли, но и к мнению родителей или сверстников. Незначительный запрет, на который другой малыш просто не обратил бы внимания, может привести его в ярость (он падает на пол, кричит, топает).

Тяжело переносит карапуз и неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения.

Чем-то, занявшись, он быстро теряет терпение и приходит к выводу, что ничегошеньки не умеет. Однако работать над собой не спешит, потому что не верит, что сможет преодолеть трудности. По этой причине быстро утрачивает ко всему интерес.

Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Если же на плач, недовольство и раздражительность ребенка не обращать внимания, в будущем это выльется в весьма серьезные проблемы.

Только родительская поддержка (но без долгих нравоучений) способна привести к тому, что малыш станет положительно воспринимать сам себя, а в дальнейшем поверит, что многое может, и попытается преодолеть мешающие ему слабости.

Он научится уважать себя и окружающих! И тогда ему будет легче укротить свою безграничную впечатлительность. Помоги малышу взять себя в руки! Правда, это не так просто, как хотелось бы.

Родителям очень впечатлительных деток психологи предлагают ряд рекомендаций:

Не стоит контактировать с малышом, когда ты сама взвинчена. В противном случае велик риск передать ему свое беспокойство. Даже грудничок прекрасно чувствует твое настроение.

Не реагируй резко на плач и вопли карапуза. Не пытайся привести его в себя окриками или уговорами: он в такие моменты все равно ничего не слышит.

Не слишком причитай над ним, если он разобьет колено. Лучше быстро замажь ранку зеленкой.

Не преуменьшай проблемы ребенка. Не говори: «Подумаешь, ничего страшного!». Не уверяй, что в садике все образуется, а в школе он вообще будет самым первым.

Что бы ни случилось, в присутствии крохи сохраняй спокойствие. Бери на руки, гладь по голове, если он не возражает (но помни, что некоторые дети в таком состоянии не терпят прикосновений).

Веди себя с малышом сдержанно, но в, то, же время ласково, смотри ему прямо в глаза. Приводить свои аргументы по поводу той или иной ситуации есть смысл только тогда, когда пройдет первая волна истерии.

Всегда хвали, если карапуз был мужественным и победил собственную слабость. Цени его усилия и всячески поддерживай.

Приветствуй его достижения во всех областях. Ребенок, который верит в свои силы, легче справляется с эмоциями.

Не работает, потому что темперамент не тот, потому что тип реагирования особенный, потому что вне зависимости от воспитания дети в одной семье все равно разные. Далее об этом поговорим с психологом.

Татьяна Коваленко, музыкант, психолог и хронический оптимист

Кто-то лидер и всех расталкивает локтями, а кто-то забивается в угол и тихо плачет. Кто-то бьет других детей, а кто-то всех мирит и со всеми дружит.

Но есть базовые принципы в воспитании, которые нужны абсолютно всем детям. Например, сейчас трендом стало развитие эмоционального интеллекта. И это не случайно. Многочисленные исследования психологов доказали, что высокий IQ не сделает человека счастливым и успешным. Помимо интеллекта обычного, к которому мы привыкли, есть еще вербальный, социальный, эмоциональный и другие. Ученые сходятся во мнении, что именно эмоциональный интеллект играет решающую роль в становлении здоровой личности.

Но именно его и нужно развивать по-разному в зависимости от типа личности ребенка. Есть такие дети, у которых вроде бы с эмоциями и так перебор. Им бы с волей поработать и с дисциплиной. Куда уж им развивать эмоциональный интеллект? Но правильный подход к их эмоциям может превратить слабого, беззащитного и грустного ребенка в уникальную творческую личность.

Это так называемые ранимые дети.

Кто такие ранимые дети?

В любой момент они готовы сорваться на плач. Потеря камушка, который был предназначен для “очень важной цели”, неожиданное воспоминание о забытом на лавочке рисунке, неосторожно сказанное вами слово может спровоцировать море слез. Кажется, что их чувствительность все время на каком-то пределе.

Ребенок, который когда-то увидел голубя с раздавленной головой от удара машины, может еще год вспоминать об этой ситуации, будет рассказывать, что это ему снится и часто вспоминать, когда просто увидит голубей. Ребенок рыдает, когда другому больно и чувствует свою причастность или даже вину. Не важно, так это или нет.

Родители себя чувствуют с ним как на минном поле, один неосторожный шаг — и истерика готова.

Но у ранимых детей есть и ряд преимуществ. Они не так заметны, потому что на первом плане всегда какие-то “беспричинные слезы”. Сильные стороны таких детей — это необычайная внимательность к деталям, высокий уровень эмпатии и глубокий анализ происходящих событий. Ранимые дети — это верные друзья, совершенно бескорыстные; всегда готовы помочь, уступить, позаботиться о слабом.

Каким может вырасти такой ребенок, если родители неправильно будут интерпретировать его эмоции и будут их корректировать по типу среднестатистического ребенка:

  • Он вполне может стать “у себя на уме”, и периодически уходить в свой красочный эмоциональный мир, никого того не впуская.
  • Скорей всего, он будет занимать оборонительную позицию, создаст социально-приемлемую маску и будет разрываться между собой настоящим и собой искусственным. Внутренний конфликт обеспечен.

Такой взрослый “ребенок” будет постоянно испытывать неудобство и чувство неполноценности из-за своей ранимой натуры.

  • У него может сформироваться позиция «жертвы» по отношению к миру и к другим людям. Свою чувствительность он будет воспринимать как слабость.
  • Он не проявит и не реализует заложенные в него творческие таланты. Будет бояться неодобрения, критики и в итоге так и не достигнет своей мечты.

А мечтать он все равно будет, хоть и тайком.

Чем может помочь родителям изучение эмоционального интеллекта?

Во-первых, можно научиться помогать ребенку легко и безболезненно выходить из сложных эмоциональных переживаний.

Во-вторых, принимая особенности ранимого ребенка как нормальное естественное явление, можно повернуть их на пользу ему и на радость себе.

Прежде всего, нужно запомнить как нам, родителям, необходимо реагировать в случае эмоциональной бури. Нужно будет проходить каждый раз вместе с ребенком несколько этапов:

  1. Осознать эмоции ребенка
  2. Принять их и дать ребенку понять, что вы с ним, поддерживаете его и не осуждаете
  3. Помочь назвать чувства
  4. Определить возможности для выражения эмоций либо помочь вернуться в ровное состояние
  5. Проанализировать ситуацию вместе и решить, как действовать в подобной ситуации следующий раз, обсудить пути решения проблемы.

Обязательно нужно акцентировать внимание на его сильных сторонах и постоянно о них напоминать. Учить, как ребенок может ими пользоваться.

Начнем с применения внимательности и любви к деталям. Ребенка можно называть непревзойденным следопытом, который всегда может найти или обнаружить то, чего не видят другие. Очень хорошее подспорье — мультфильм “Невероятные расследования котенка Хакли”. Ваш следопыт будет рад провести расследование и найти ответ раньше умного котенка.

С ранимым ребенком нужно постоянно говорить о преимуществах высокой чувствительности и эмоциональности. Показывать примеры известных людей с таким же темпераментом. Рассказывать ребенку о достижениях этих людей. Вместе рассуждать о том, как высокая чувствительность помогла их карьере.

Важно акцентировать внимание ребенка на том, как он свои качества может использовать в жизни. Например, эмпатия может помочь в личных взаимоотношениях, в дружбе. Нужно постоянно подчеркивать, что ранимость, чувствительность — это преимущество, а не недостаток. Такой ребенок, когда вырастет, будет хорошо разбираться в людях и это может стать основой для его будущей профессии.

В общем, вариантов для поддержки - масса.

Ранимые дети — это возможность для нас научиться видеть мир другими, более внимательными глазами. Возможность соприкоснуться с тонкой душевной организацией.

Многие родители могут заметить, что их ребёнок может часто обижаться. Он «надувается по пустякам», слишком эмоционально реагирует на замечания, подолгу сидит в одиночестве, плачет… Маленький человек страдает от собственной обидчивости, а родители переживают и не знают, что делать в таких сложных ситуациях. Наша статья поможет вам, уважаемые родители, разобраться в особенностях такого явления как детская обидчивость.

Причины детской обидчивости

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.

Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.). Давайте рассмотрим причины , вследствие которых ребёнок может огорчаться и обижаться:

  1. Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.
  3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.
  4. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
  5. . Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё итак сделают за него. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.
  6. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.
  7. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.

«Совет. Лучшее, что могут родители для правильного развития личности ребёнка, - это начать воспринимать его как неповторимую личность. Любите ребёнка таким, каким он есть».

Справляемся с проблемой

Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

  1. Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  2. Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
  3. Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
  4. «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.

Игры для обидчивых детей

«Совет. Родителям важно помогать ребёнку постигать свой собственный мир, осознавать свои достоинства и недостатки. Так укрепится внутреннее самоощущение ребёнка и не будет места для обидчивости».

Как вести себя с обидчивым ребёнком

  1. Старайтесь чаще показывать свою доброжелательность к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом.
  2. Если ребёнок обижается, что в его присутствии хвалят других, объясните ему, что в одобрении и похвале нуждаются все, кто этого заслуживает.
  3. Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе, объясняя, что у каждого есть свои и намерения.
  4. Работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и уча, каким способом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё.
  5. Подбирайте полезные книги и мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.
  6. Чаще общайтесь с ребёнком, объясняя ему, какие обиды адекватны, а какие нет.
  7. Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Запретить обижаться невозможно, а можно только выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.
  8. Смотрите за тем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Учите правильно реагировать на обидные ситуации.
  9. Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходство в чём-то.
  10. Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка.

Родителю обидчивого ребёнку на заметку

  • Проявляйте интерес к внутренней жизни ребёнка.
  • Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.
  • Когда выражаете свои требования, озвучиваете их более конкретно.
  • Научите ребёнка ставить себя на место другого человека.
  • Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг - разнообразны; пусть он осознает это и примет.
  • Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.
  • Учите ребёнка смотреть на многие вещи с юмором.
  • Беседуйте с ребёнком на предмет обид, ищите способы их преодоления.

видео, в котором психолог рассматривает причины и последствия обидчивости подростков

Будьте внимательными к внутреннему миру своего ребёнка, уважайте его мнение, принимайте и любите таким, каков он есть. Такое отношение поможет воспитать эмоционально уравновешенного и оптимистичного ребёнка, способного самостоятельно справиться с проблемами.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!