Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания? Современное воспитание детей: методы и проблемы Актуальные проблемы воспитания современных школьников.

Воспитание маленького человека является достаточно ответственным и сложным процессом, в который вовлекаются все: педагоги, родители, общество.

Во все времена проблема воспитания стояла очень остро, ее пытались решить и специалисты, и родители, и общественные деятели, разрабатывая рекомендации и научные труды.

Но и по сейчас не найдено верного единого решения. Ведь каждый малыш - индивидуальность со своим характером: возбудимый или спокойный, усидчивый или непоседливый, поэтому невозможно выработать единый рецепт воспитания. Можно только, используя общие фундаментальные принципы, применить к ребенку индивидуальный подход, согласуясь с его врожденными особенностями.

Что такое воспитание

В современной педагогике разделяют два смысловых определения воспитания: широкий и узкий.

Понятие "воспитание" в широком смысле определяют как систематический целенаправленный процесс совместного воздействия учителей и родителей на обе стороны человека, физическую и духовную, таким образом, чтобы развить личность, подготовить к жизни в обществе и участию во всех сферах деятельности: культурной, производственной, общественной. Иными словами, воспитание предусматривает передачу ребенку накопленного общественного опыта и семейных традиций.

При этом отмечается, что не стоит забывать о том, что на формирование и развитие личностных характеристик большое влияние оказывает окружающая и обстановка, в которой находится человек вне семьи и школы.

Понятие "воспитание" в узком смысле включает в себя развитие под руководством педагогов и членов семьи характера, нравственно-этической позиции и положительных качеств социального поведения члена общества.

Подростковое воспитание

В период с одиннадцати до восемнадцати лет в организме ребенка происходят серьезные изменения: заставляет взрослеть физически. Одновременно он же оказывает влияние на психоэмоциональное состояние детей, они взрослеют.

В связи с этим воспитание подростков является довольно трудной задачей, с которой, к сожалению, способны справиться не все: требуется много терпения, внимания и понимания со стороны взрослого окружения.

Изменения детской психики имеют чаще всего следующие особенности:

  • действительность воспринимается максимально критически;
  • образцами для подражания становятся новые, не всегда положительные кумиры;
  • поведение подвержено частой смене настроений;
  • по различным вопросам формируется свое личное мнение;
  • в зависимости от воспитания и среды проживания может появиться тяга к преступлениям, употреблению наркотиков, стойкое отсутствие аппетита и иное.

Но серьезная проблема воспитания возникает не с каждым подростком, и это связано не только с индивидуальными врожденными качествами ребенка. Большое значение в этом имеет предшествующее воспитание и отношения между членами семьи.

Если у ребенка было достаточно любви, родительской теплоты, заботы и объятий, но вместе с тем родители не потокали его капризам, то у ребенка вряд ли возникнет мысль заняться преступной деятельностью или забыться.

Также большую роль играет то, насколько доверительно и демократично родители общались с малышом. Чем более близкими были отношения, тем более велика вероятность, что они сохраняться и у подростка, что позволит ему делиться с родителями своими переживаниями.

Поэтому, пытаясь ответить на вопрос о том, не нужно забывать, что этот процесс начинается задолго до прихода проблемного возраста. Общая рекомендация в помощь родителям - стать для подростка примером.

Важность семейного воспитания

Очень часто дети своей манерой поведения заставляют родителей впадать в ступор: они просто не знают, что делать дальше. И одной из таких черт характера ребенка является истерика.

Некоторые пытаются решить вопрос криком, а другие применяют физическое воздействие. Только результат обычно бывает нулевым, и в схожей ситуации все повторяется.

Чаще всего причиной такого поведения бывают проблемы семейного воспитания, то есть несогласованность и непоследовательность действий взрослых, непосредственно влияющих на развитие малыша. Это может выражаться в следующем:

  • один раз разрешили что-то сделать, а во второй - запретили;
  • понижение авторитета;
  • один член семьи разрешает громко включать телевизор (топать по лужам, прыгать по кровати, не доедать обед, поздно ложиться спать и так далее), а другой - нет.

Происходит это опять же потому, что каждый член семьи рос и воспитывался в разных условиях и выработал свои принципы и правила.

Таким образом, каждый пытается проводить процесс воспитания по-своему, самолично. Никто не отменял личный взгляд на вещи и здесь, но чтобы не навредить малышу, важно без конфликтов всем согласовать свои действия: обсудить точки зрения, выработать общие подходы, обсудить ситуации.

Организация процесса воспитания

Уже давно доказано, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от отношений и воспитания в семье, которые являются фундаментальной основой всей последующей жизни. И от надежности и крепости этого фундамента будет зависеть отношение человека к различным жизненным ситуациям.

Поэтому важно выстраивать отношения так, чтобы проблемы семейного воспитания сходили на нет, решались мирным путем и оказывали наименьшее влияние на ребенка.

Воспитательный процесс проще всего проходит в многодетных семьях, так как внимание родственников распределяется равномерно, и старшие смотрят за младшими. В большой семье происходит естественная адаптация к общению и жизни в коллективе, приучение к заботе и дружбе.

Состав и структура семьи имеют для ребенка первостепенное значение. Никакие бабушки и дедушки не заменят маму или папу. Поэтому особого внимания требует процесс воспитания в

Когда ребенок осознает такое положение, это становится болезненно, он может замкнуться. Важно оберегать ребенка от взрослых амбиций и конфликтов и постараться окружить его еще большим вниманием.

Патриотическое воспитание

Несколько лет назад в силу различных обстоятельств произошло ослабление внимания к патриотической работе со стороны государства. Как следствие, меньше внимания данному вопросу стало уделяться в садиках, школах и вузах.

Но теперь положение меняется, и вопрос о том, как воспитать патриотическую личность, снова становится актуальным.

В педагогике патриотизм определяется в качестве важнейшей ценности, которая выражается не только в историко-культурном и военно-идеологическом аспектах, но и как духовно-нравственная и социальная характеристика.

Реализацией воспитания патриота способствуют:

  • опытно-исследовательские работы по истории военных лет;
  • организация школьных музеев;
  • приобщение детей к работе с ветеранами и другое.

Но противоречия и одновременно проблемы патриотического воспитания проявляются в том, что при желании проводить эту работу учебные заведения не имеют достаточно условий и возможностей для ее реализации.

Это касается не только материально-технической базы, но и своевременного обновления методических пособий, налаживания контактов с семьями по данным вопросам. Также крайне не хватает подготовленных специалистов и наиболее обширного освещения вопросов патриотизма средствами массовой информации.

Актуальные проблемы воспитания

Современная педагогика подразделяет воспитание на четыре вида:

  1. Диктатура — систематическое подавление старшими по возрасту детьми или взрослыми достоинства, личностных качеств и инициативы. Как результат — сопротивление, страхи, отсутствие уверенности и понижение самооценки, нежелание что-либо делать.
  2. Невмешательство (бездействие) — предоставление ребенку полной свободы. Проблема воспитания по данному методу состоит в том, что вырабатывается отстраненность от семьи, недоверчивость и подозрительность.
  3. Гиперопека - представляет собой полное обеспечение ребенка и при этом ограждение его от возникающих трудностей. Используя этот метод, родители воспитывают эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, слабость при принятии решений.
  4. Сотрудничество - основано на общности интересов, поддержке, совместной деятельности. Такой стиль приводит к самостоятельности, равенству, семейному объединению.

Обычно в семьях проявляется столкновение всех стилей, что и есть главная проблема воспитания.

Для ее решения важно понять, что необходимо использовать все стили. Но только их симбиоз, а не конфронтация дадут возможность избежать еще больших проблем.

Как воспитывать мальчиков

Почти у всех родителей сыновей возникает вопрос о том, как вырастить мальчика порядочным и мужественным человеком.

Многие даже не подозревают, как важна сыну забота и любовь папы, а не только мамина. Мужчины считают, что не должны проявлять такие чувства, а между тем они снимают напряжение и позволяют отношениям быть искренними.

В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные дети, как никогда, нуждаются в общении с родителями.

Для мальчика становится необходимостью сходить с папой в парк, покататься на велосипеде, смастерить скворечник, помочь маме, да мало ли еще мужских занятий можно найти! Важно также общение со старшим поколением. Такая преемственность даст возможность перенести этот стиль и в свою семью в будущем.

Также для развития мальчика полезными будут занятия в спортивных или туристических секциях, что позволит укрепить не только и не столько здоровье, сколько характер.

Воспитание девочки

Не секрет, что особенности воспитания мальчиков и девочек несколько различаются, и связано это не только с половой принадлежностью, но и с жизненными задачами.

Девочка старается во всем походить на маму, которая является для дочери примером. У нее она учится общаться с мужем, мужчинами и окружающими, заниматься ведением домашнего хозяйства, принимать гостей, проводить праздники и многое другое. Поэтому маме важно следить за своей манерой говорить и производимыми действиями.

Также влияют на воспитание друзья, родственники и знакомые. Важно подчеркивать в глазах девочки достоинства людей и то, что мама хотела бы видеть их у дочери. Она обязательно постарается выполнить желание мамы.

Воспитание подростков требует особого внимания. Нужно стараться ненавязчиво быть в курсе интересов дочери в этом возрасте, знать круг ее друзей и приятелей, чтобы в случае необходимости указать на недостатки и скорректировать ее привязанности. Для этого можно обратить внимание девочки на героев книг или фильмов.

Также важным для будущей хозяйки является занятие рукоделием, домашними делами, готовкой. У мамы она может научиться ухаживать за собой, стилю и вкусу в вещах.

Особая роль отводится в воспитании девочки папе, он должен, как и маме, дарить ей цветы, подавать руку, поздравлять с праздниками, говорить комплименты и другое. Это избавит дочь в будущем от страхов и комплексов общения.

Теоретические основы воспитания

Теория и методика воспитания хоть и призваны решать одну и ту же задачу, но подходят к этому совершенно разными методами.

Теория воспитания подразделяется на три основные группы (остальные являются их производными):

  1. Биогенная. Это направление строится на том, что являются наследственными и почти не подвержены изменению.
  2. Социогенная. Утверждается, что на развитие личности влияют только социальные факторы.
  3. Поведенческая. Считается, что личность есть умения и поведенческие привычки.

Видимо, справедливым будет утверждение о том, что истина содержится где-то посередине.

Методики и стили воспитания

За все годы существования психологии и педагогики было предложено множество стилей и методов воспитания, наиболее популярные рассмотрим подробнее.

Современные дети в Японии воспитываются на принципах разделения на временные отрезки, в каждом из которых развивается определенный набор качеств. До пяти лет позволяется абсолютно все, а по достижении этого возраста и до пятнадцати лет ребенок ставится в жесткие рамки, нарушение которых вызывает семейное и общественное порицание. По прошествии пятнадцати лет человек считается достаточно взрослым для общения на равных.

С шестидесятых годов прошлого века не убывает популярность которая берет раннее физическое развитие детей как основу для гармоничного воспитания.

Не менее используемая Вальфдорская методика по воспитанию детей основывается на духовно-творческом развитии и использовании только натуральных материалов.

Воспитательная методика Гленна Домана считается методом раннего развития малышей и рецептом, по которому воспитываются гении. Основой этого метода является развитие с самого рождения. Система требует от родителей много времени и самодисциплины, но в итоге дает поразительные результаты.

Методика по воспитанию Марии Монтессори является еще одной широко применяемой системой. Данный метод заключается в побуждении ребенка к самостоятельным действиям, анализу и коррекции ошибок. В игре он сам решает, чем и сколько заниматься, а функции педагогов заключаются в помощи ребенку делать все самому.

Главным для всех направлений является систематичность занятий и следование одной системе, а не прыжки по разным методам.

Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?

На наш вопрос ответили педагоги, директора школ и ученые

Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. «ПС» по мере возможности старается знакомить вас с результатами научных изысканий в этой области, но пока ученые спорят о целях, результатах, субъектах и эффектах, в каждом российском классе воспитание так или иначе происходит ежеминутно. Причем самих классных руководителей довольно редко спрашивают о сути их работы. Поэтому спросить решили мы вместе с центром «Педагогический поиск».
Мы попросили учителей школ, сотрудничающих с газетой, преподавателей вузов, школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы в области воспитания. А потом предложили ученым прокомментировать ту картину, которая,
как из мозаики, сложилась в результате опроса.
Сегодня, на границе двух учебных полугодий, когда принято подводить предварительные итоги, мы представляем эти материалы вам. Каждый, кого они заинтересуют, вольно или невольно займет позицию эксперта: систематизирует ответы в соответствии
со своим педагогическим и управленческим опытом, сделает выводы о состоянии нашего современного воспитания и о людях, профессионально занимающихся этим воспитанием. Читатель, которого увлекает подобная аналитическая работа, наверняка сначала познакомится с результатами опроса, чтобы составить собственное мнение.
И только потом соотнесет его с высказываниями приглашенных нами экспертов.
Можно сделать и наоборот: сначала с помощью ученых выбрать приемлемый фокус для рассмотрения, а потом уже знакомиться с ответами коллег. Надеемся, что читатели, выбравшие как первый, так и второй варианты, мысленно добавят к названным проблемам и свои ответы.
Результаты опроса можно использовать и как повод для проведения зимнего педсовета. В этом случае лучше, конечно, сначала провести подобный опрос среди педагогов школы (по желанию – анонимно), а газету до поры до времени припрятать, чтобы не было соблазна присоединиться к уже сформулированному мнению. При таком сценарии мнения ученых-экспертов прозвучат не вообще, а будут обращены к каждому учителю вашей школы. Впрочем, в роли аналитика тоже может выступить кто-нибудь из педагогов школы, использовав предложенный алгоритм систематизации проблем и предлагая свои варианты их разрешения.

Елена КУЦЕНКО

Учителя

Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем).
Использование современных технологий, причем различных (чаще ведь по старинке, все «проводим мероприятие»).
Работа с подростками.

Надежда Зубарева

Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.

Светлана Кинельская

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Марина Гордина

Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».

Елена Салитова

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Татьяна Потапова

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Евгения Колтановская

Низкая мотивация самих взрослых к самоизменению. Умение «слышать» подростков.

Алена Михеева

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Наталья Терехова

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Марина Вдовина

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Светлана Карпенко

Проблемы адаптации школьников, переходящих на следующую ступень обучения. «Забумаженность» работы администрации школы. Отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности.

Светлана Корнаухова

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Алиса Жилинская

Некоторые родители посылают детей работать или побираться вместо учебы. В перспективе нет работы, нет веры в будущее.
Как справиться с драками, матом, пивом, курением? Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают.

Антонина Захарова

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Людмила Коломиец

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Светлана Назарова

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие» г. Томск

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Дмитрий Тюттерин, директор частной школы «Знак» г. Москва

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Несогласованность действий служб структур, которые должны заниматься ребенком. Каждое ведомство (школа, комиссия по делам несовершеннолетних, центр «Семья»…) отчитывается за определенный аспект.
Неумение педагогов глубоко понять личностные особенности ребенка, внутреннюю мотивацию его поступков. В этом могут помочь психологи, но не во всех школах существуют хорошие психологические службы.
Запущенность воспитания в семье. Школе трудно воспитывать ребенка, который не высыпается и недоедает.

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого» г. Москва

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

В школе ведется недостаточно целенаправленная работа по воспитанию инициативности, ответственности, гражданственности и патриотизма. Социум изменился, в школу пришли другие дети, а методы воспитания остались такими же, как 20 лет назад.
Отчуждение детей от школы. Школа не становится «домом» для ребенка, и воспитательная работа все больше выносится за стены школы. Сейчас даже вечера выпускные стараются проводить не в школах, а например, в Домах культуры.
Работа учителя оценивается только по результатам обучения, что задает определенную направленность деятельности педагога.
Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...).

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

По словам эксперта, сначала он «собирался последовательно отреагировать на все позиции, мнения, суждения, но потом
показалось, что, несмотря на разность слов, в ответах повторяются одни и те же подводные темы», которые и стали заголовками разделов этого комментария.

Мифология продолжается

Я по-прежнему убежден, что воспитание может быть хоть в каком-то смысле успешным, только если воспитатели и управленцы станут большими реалистами (об этом писал несколько лет назад в книге «Реалистическое воспитание»). Однако, судя по результатам опроса, наше желание строить в воспитании воздушные замки неизбывно.
Мы желаем, чтобы появилась единая идеология, чтобы среда была гармоничной, чтобы родители оказались активны, чтобы воссоздалась единая детская организация, чтобы в воспитании был какой-то конечный (!) продукт и, наконец, чтобы оказалась решенной проблема отцов и детей (!!!).
Увы или к счастью – точнее, ни то ни другое, – всего этого не будет в ближайшие десятилетия, а то и никогда.
Так что если мы хотим воспитывать, давайте думать о другом и тратить силы на другое.

Бег от проблемности

Однако чтобы решить, на что же стоит тратить наши силы, надо обнаружить проблемы. Проблемы – это то, в чем конкретно мы неуспешны и что в наших действиях ведет к такой неуспешности.
Увы, формулировки ответов-запросов, к сожалению, совершенно в другом, «жалобном», ключе.
«Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают». Но что же мы, педагоги, делаем, что дети так реагируют на школьное бытие?
«Потеря интереса к учебе». Однако что в наших действиях помогает потере интереса к учебе?
«Снизился общий уровень культуры и кругозор учащихся». Мы помогаем или сопротивляемся этому снижению?
И так далее – список жалоб не исчерпан.
Наш бег от проблемности проявляется и в том, что, не успев осознать, понять проблему, мы спешим ставить задачи «формирования классного коллектива», «воспитания толерантности», «социализации в обществе» (кстати, что это такое?) и прочая, и прочая.
Почитав список жалоб, задач, изучив старые и новые воспитательные мифы, хочется присоединиться к лозунгу, который недавно пришлось услышать: «Меньше воспитания!»

Меньше воспитания

Вспомним тот удивительный, всем знакомый семейный пример, когда в семье никто сильно не озабочен воспитанием детей, а они вырастают хорошими и разумными.
Не так ли и в работе некоторых учителей, увлеченных больше своей замечательной наукой и видящих поэтому в школьниках не предмет воспитательных действий, а «сообщников» по научному и культурному деянию? Иногда от такого невоспитания и воспитательный результат ведь повыше, чем от упорной изматывающей воспитательной работы.
Я отношусь весьма скептически к воспитательной работе в вузе (может, потому, что в институте меня почему-то миновали воспитательные усилия преподавателей). Но недавно прочитал одно исследование, в котором утверждается, что воспитание студентов в университете не результат какой-то специальной работы, а следствие реализации в вузе в целом его воспитательной функции, то есть функции развития нравственно и проблемно-ориентированного специалиста.
Может быть, и в школе стоит больше говорить не о воспитании, а об осуществлении школой функции развития личности во всех школьных пространствах: во взаимоотношении педагогов и детей, в укладе и атмосфере школьной жизни, в имидже школьных педагогов…
И тогда воспитание окажется не столько специальным воздействием, сколько узнаванием, пониманием и жизнью.

Воспитание – это узнавание и понимание

Об этом говорили Василий Александрович Сухомлинский, Аркадий и Борис Стругацкие.
Помните, была такая журналистская игра: «Если бы директором был я…». Предлагаю для педагогов и управленцев от воспитания две игры на определение эффективности деятельности воспитателя.
Первая: подсчитать, сколько времени учитель разговаривает со своими учениками просто так, без специальной цели. Чем больше, тем лучше: ведь педагог–больший мастер нецеленаправленных разговоров имеет возможность больше узнать и понять другого человека.
Вторая игра: «Открой невидимку». Задание: выбрать среди своих воспитанников самого никакого, неясного, непонятного и попытаться понять только через наблюдение , что он такое и что им движет. Более успешные в таком задании – лучшие воспитатели.
Однако есть такие проблемы, от которых не отмахнешься.

Действительные проблемы

Они совсем не там, где их ищут, не в школе, а в социуме, в мире социализации детей. Социализации не в том смысле, как последнее время мелькает в школах, где она порою трактуется как подготовка к профессии и поведению будущих избирателей на выборах, а в широком социальном поле, о котором блестящая книжка А.В.Мудрика «Социализация человека».
Педагог, не прочитавший этой книги, вряд ли сумеет адекватно ориентироваться в социальном пространстве, в котором живут современные молодые люди. А не сориентировавшись, не сумеет увидеть действительные проблемы и поставить реалистичные задачи.
Оказывается, дело не в том, как влияют масс-культура, СМИ, боевики, «интернеты», социальное расслоение и прочие «страшилки» нового времени, а умеем ли мы формировать отношение ребят к этим реалиям – не негативное отношение, основанное на эмоциях, а интеллектуальное, аналитическое, позволяющее обнаруживать влияния на себя и учиться противостоять социальным манипуляциям.
Поднимите руку, только честно, кто в этом учебном году провел хотя бы одно воспитательное действие или один урок, на котором вы вместе с ребятами учились анализировать социальные влияния и вырабатывали отношение к ним.
Вот то-то и оно.
Но, может, для этого нужна новая теория воспитания?

Новая теория воспитания

Может, и так.
По крайней мере что-то такое проклевывается.
И.Д.Демакова говорит о пространстве детства , которое важно знать, понимать и чувствовать.
Д.В.Григорьев пропагандирует идею событий как истинного предмета работы воспитания (ценностно-наполненных ситуаций, создающих переживания и интеллектуальные порывы).
М.В.Шакурова утверждает, что соединение социального, культурного и воспитывающего происходит в сознании школьника как акт социокультурной идентичности , то есть в ответе школьника на вопросы «Кто Я? С кем Я? Где мой человеческий образец?» (и именно помощь в решении таких вопросов, по М.В.Шакуровой, – настоящая работа педагога).
И.Ю.Шустова показывает, что традиционные понятия коллектива и группы недостаточны для описания современной «среды совместного обитания» школьников. Она предлагает использовать существующее в психологии словосочетание событийная общность , в котором соединяется тема коллективности и тема событий.
Психолог М.Р.Битянова и педагог Б.В.Куприянов придают особое значение ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов, позиций.
Самое замечательное, все эти исследователи не только авторы и пропагандисты новых идей, которые, может быть, когда-нибудь сложатся в новую теорию воспитания, но и практики, превращающие свои идеи в события совместного проживания с молодыми людьми напряженных «продвигающих» ситуаций.

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Человек, считающий, что его жизнь – это исключительно его рук дело, называется интерналом. А экстернал уверен, что линия его судьбы прочерчена жизненными обстоятельствами, по большей части мало от него зависящими (из словаря).
При осмыслении результатов опроса учителей, выполняющих обязанности классных руководителей, легко повестись на провокацию экстернальностью – обвинить обстоятельства в трудностях собственной воспитательной работы.
И прежде всего, судя по анкетам, это касается отношения классного руководителя к взаимодействию воспитанников с социальной реальностью.
Классные руководители констатируют: «Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства...», «Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу...», «Нет защиты от агрессивных СМИ».
Но и в этой ситуации педагог может не только плыть по течению, но и проявить интернальный подход: взаимодействие с социальными реалиями – такой же ресурс, как, например, взаимоотношения с родителями. Справедливости ради заметим, что проблема не только в субъективном образе бессовестных СМИ в учительском сознании, но и в целом ряде объективных трудностей. И все же думается, что, как и в случае, например, с субкультурами, со СМИ надо работать, разрабатывать методику работы, а не просто «учитывать» их существование.
Рассмотрим линию взаимодействия классного руководителя с родителями . Если следовать экстернальной логике, родители предстают «недостаточно активными», «не хотят участвовать в решении проблем», «не хотят идти в школу», «перестают заниматься ребенком».
И совсем вопиющие факты родительского поведения: бросают или бьют детей, посылают их работать или побираться. Слова здесь излишни. Можно только надеяться, что таких родителей не очень много.
Есть ответы и в интернальной логике (берем ответственность на себя): «школа не всегда привлекает родителей», «живое общение часто заменено отправкой электронных сообщений». В ответственной логике классные руководители констатируют недостаточную «эффективность поиска диалога с родителями», необходимость «установления единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей».
Особое место в деятельности классного руководителя занимает взаимодействие классный руководитель – ученики . Здесь не так просто интерпретировать ситуацию. С одной стороны, следует признать неблагоприятные изменения в поколении современных школьников. Мало кто будет спорить с тем, что «снизился общий уровень культуры и кругозор». Тревожнее звучит такое замечание: «У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить».
Однако встречаются и интернальные высказывания: «...пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи».
Оценка отношений классного руководителя со школьной реальностью также грешит экстернальностью. Например, возмущает плохая работа столовой. Отрицательно классные руководители воспринимают недостатки в сфере организации школьного самоуправления, отсутствие общественных детско-подростковых организаций. Педагоги критичны к ориентирам образовательной политики: «Старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ».
В то же время возникает вопрос: а может, удовлетворение потребностей в дружбе и общении подросткам можно обеспечить на уровне класса, не пеняя на государство, школу?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Весьма показательно, что классные руководители отдают себе отчет в собственных проблемах : «отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности», «низкая мотивация к самоизменению», неумение слышать подростков.
На технологическом уровне тоже немало трудностей: «использование современных технологий, причем различных…». Учителя признают, что мероприятия проводятся по старинке, в то же время «влияние массовой культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры». Школьные воспитатели отмечают, что сложность вызывают задачи повседневного регулирования поведения школьников: «Как справиться с драками, матом, пивом, курением?» Весьма тревожно звучит такая фраза, касающаяся самоотношения школьного воспитателя: «В перспективе нет работы, нет веры в будущее».
Очень показателен тезис о трудностях, вызванных «воспитательными методиками и технологиями в условиях гуманизации школьного образования». Это очевидное проявление мифологизации педагогической деятельности. Слово «гуманизация» звучит повсюду. Руководители требуют хотя бы о ней говорить, а еще лучше – демонстрировать. Но в ситуации симулякра это практически невозможно. Можно научиться называть тенденции трендами, но показать то, чего не существует, учителю, оставшемуся один на один с проблемой проектирования и строительства потемкинских деревень, чрезвычайно сложно.
Еще один миф современной школьной реальности связан с психологической панацеей: «Вопрос очень серьезный, только психолог способен его разрешить… Все останавливаемся, садимся и начинаем ждать психолога в голубом вертолете…» Не буду спорить, существуют случаи, когда требуется помощь профессионального психолога, однако было время, когда про психологов никто и не слыхивал, а по-житейски психологические проблемы решали. Когда думали и брали на себя ответственность, чаще разрешали сложные коллизии.
Еще одна актуальная тема, которую хотелось бы поддержать, – взаимодействие классного руководителя с руководством в сфере нормирования деятельности . Криком о помощи звучат реплики: «Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!», «Забумаженность работы…», «Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми». Имеются конструктивные предложения: «Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, так как неодинаковы дети в разных классах». Педагоги сетуют также на «отсутствие в школе взаимодействия методического объединения классных руководителей, психолога, социального педагога, завуча». Администраторы также отмечают: «Несогласованность действий служб и структур, которые должны заниматься воспитанием ребенка...» Думаю, что из уст рядовых воспитателей с некоторыми оговорками сетования на недостаточную координацию можно принять. Хотя убежден, что именно в координации и состоит задача классного руководителя, а его деятельность представляет собой управление ресурсами школы и окружающей среды для реализации задач воспитания учеников. Что же касается недовольства администраторов несогласованностью, то кто еще может решать задачу по координации?
Весьма тревожной можно назвать другую тенденцию – «Откат аппарата чиновников к временам диктата и жесткой регламентации...».
Учителя серьезно переживают ситуацию взаимоотношений со школьной администрацией: «Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить!»

Без образов будущего?

Весьма любопытно позвучали мнения директоров школ, демонстрирующие сложности целеполагания школьного воспитания : «Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует», «Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?)», «У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание», «Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект», «Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...)», «Неопределенность конечного продукта воспитания».
Еще одна тема, тревожащая администраторов, – это кадровое обеспечение воспитания и обучения. Тревожность ощущаешь особенно в размышлениях о том, что в школе может работать человек и без педагогического образования. Может, я и не прав, но сомневаюсь!
Весьма красноречиво и мнение Б.И.Хасана об отсутствии «образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным социумом».
Вообще ситуация отражается поразительная: воспитание никто толком не заказывает; в идейном плане совершенно непонятно, на что ориентироваться; содержание образования в данном аспекте также не инструмент; профессионалов-воспитателей нет... Может быть, действительно ну его, это воспитание: не можем воспитывать, чего переживать… И только подобное утрирование позволяет увидеть, что на самом деле не так уж все плохо.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

УДК 37.013.77

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ НА ПУТИ ИХ

РАЗРЕШЕНИЯ

Е.Г. Трунова

В статье рассматриваются проблемы современного воспитания и пути их разрешения

Ключевые слова: воспитание, пути, решения

Воспитание, наряду с общением и деятельностью, является универсальной человеческой категорией, обозначающей феномен, сопровождающий человеческое общество с момента его становления до наших дней. Воспитание призвано интегрировать людей в человеческом сообществе, каждый раз воссоздавая во вновь переосмысленном субъективированном виде социокультурный опыт предшествующих поколений.

Универсальный и облигаторный характер воспитания как общественного явления не подвергается сомнению и подчеркивается во многих отраслях научного знания, исследующих взаимоотношения личности и окружающего мира: философии, правоведении, психологии, политологии, экологии и многих других. Воспитание было и остается необходимым условием существования и развития как социума в форме целостной социокультурной общности, так и отдельной личности в нем как носителя индивидуального и общественного начал. «Человечество принуждено само, собственными усилиями вырабатывать те свойства, что составляют человеческую природу... Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Он -не более того, что делает из него воспитание».

Приоритетная роль в воспитании сегодня принадлежит образованию, как основному на настоящий момент социальному институту, способному оказать масштабное и целенаправленное воспитательное влияние на подрастающее поколение. Другие «рычаги» широкомасштабного консолидирующего по своему характеру воспитательного воздействия на молодое поколение на сегодняшний момент во многом утеряны. Свидетельство тому кризис института семьи, отказ от единой государственной политической идеологии,

Трунова Елена Геннадиевна - ЛГПУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

снижение влияния церкви на общественное сознание, дезинтегрирующая роль средств массовой информации, весьма активно навязывающих российскому обществу заимствованные вместе с капиталистической экономической моделью чуждые русской культурной традиции «западные»

прагматические ценности.

Между тем, в отечественной

педагогической науке, которая когда-то понималась именно как «наука о воспитании» в последние годы «само понятие «воспитание» стало исчезать из нормативных документов по образованию и педагогического лексикона. В полном противоречии с российской традицией оно стало замещаться на понятие «образование». Как отмечает

большинство исследователей, постсоветская педагогика до сих под не выработала единого, разделяемого большинством членов педагогического сообщества определения воспитания, отражающего современные подходы к пониманию его сущности. Цели и содержание воспитания по-прежнему

методологически не определены, что существенным образом препятствует

практической реализации процесса воспитания на уровне конкретных учебных заведений. И как следствие «размытости» воспитательных целей мы наблюдаем отсутствие

преемственности в воспитательном процессе при переходе с одного на другой уровень образовательной системы. Преемственности, которая должна присутствовать априори, если мы декларируем и пытаемся воплотить на практике концепцию «непрерывного образования», которая подразумевает

образование (а это, согласно Закону об Образовании РФ, есть не что иное как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»), идущее смыслообразующим вектором через всю жизнь человека. Здесь следует оговорить, что в данном случае мы ведем речь о преемственности в воспитании как о системном качестве, а не о том, которое

проистекает от здравого смысла педагога, руководствующего принципом

возрастосообразности в своей

профессиональной деятельности.

Весьма проблематичной представляется и диагностика результатов воспитания. В отличие от обучения, которое имеет дело с информацией, представленной в знаковой форме, или практическими умениями и навыками - вполне конкретными осязаемыми вещами, легко поддающимися

структурированию и контролю, воспитание затрагивает морально-нравственные

смыслообразующие поведенческие аспекты социального бытия человека, лежащие в «тонкой» сфере отношений, а потому столь трудно диагностируемые и контролируемые. Если для контроля за результатами обучения предлагается пусть с дидактической точки зрения и несовершенный «тестовый инструмент» ЕГЭ, то проблему разработки диагностического и оценочного

инструментария применительно к результатам воспитания лишь предстоит разрешить в будущем.

В целом, можно констатировать, что воспитание утратило свой былой статус в современном прагматически ориентированном образовательном процессе, превратившись в факультативный комплементарный по

отношению к обучению элемент. Между тем, красноречивые последствия сложившейся в образовании ситуации мы уже наблюдаем и будем наблюдать еще долго, сталкиваясь с так называемыми «образованными негодяями» -людьми, получившими образование, редуцированное до своей дидактической составляющей.

Обозначенные выше тенденции лишь некоторые из многих, свидетельствующих о том, что теория воспитания и воспитательная практика находятся в кризисном состоянии. Более системное обобщенное описание кризиса в воспитании представлено в работах отечественных педагогов-исследователей, в частности, В.В. Серикова, который выделил и описал его основные аспекты, среди которых он называет:

Кризис целей, так как в целом утрачено представление об идеальной модели человека, которого общество хотело бы воспитать;

Кризис мировоззренческий, поскольку в

условиях изменения общественно-

экономической формации вновь обострились вопросы об отношениях человека и общества,

индивидуальной и социальной его жизнедеятельности, смысла жизни;

Кризис теории, которая в силу своей

имманентной консервативности и

объективного отставания от общественных процессов, пока не может объяснить и упорядочить многообразие педагогических фактов и воспитательных концепций, выделить собственно воспитательную деятельность из массы других систем и процессов, показать ее природу и специфические отличия от других видов педагогической деятельности. Иными словами, воспитание остается по-прежнему методологически необоснованным;

Кризис компетентности воспитателей, которые профессионально не подготовлены к воспитательной деятельности в новых условиях, не имеют соответствующего материально-правового статуса и надежной системы оценки совей деятельности и механизма аттестации.

Отметим, что, описывая аспекты кризиса воспитания, автор обращается не только к внутрипедагогической реальность, но и к более широкой социальной реальности, что представляется вполне логичным. Ведь воспитание это не узкопедагогическое явление, а феномен более широкого социальнопедагогического порядка, неразрывно связанный с окружающей социальной действительностью и чутко реагирующий на изменения, происходящие в ней.

Сегодня в период модернизации отечественного образования, его перехода на компетентностную основу представляется возможной актуальной и своевременной разработка проблем воспитания с целью преломления кризисных тенденций, явственно проявляющихся в данной сфере. Поскольку, продекларировав на государственном уровне компетенции в качестве результативно-целевой основы образования, государство тем самым еще раз провозгласило идею целостного образовательного процесса, в котором обучение и воспитание являются его неотъемлемыми равноправными сторонами. Ведь компетенции содержат в своем составе требования не только к овладению предметной стороной деятельности, соотносимой с процессом обучения, но и требования к личности обучающегося, то, что традиционно относят к сфере воспитания.

Так, наряду с инструментальными, коммуникативными, информационными и др. компетенциями в структуру общекультурных компетенций бакалавра входит блок морально-

нравственных и этических компетенций, напрямую соотносящихся с процессом воспитания. Ряд других подобных компетенций «растворен» в содержании других блоков.

Чтобы достигнуть единства обучения и воспитание в образовательном процессе, проектируемом на компетентностной основе, нужно выделить и осмыслить противоречия, существующие на данном пути. На наш взгляд, к основным из них можно отнести следующие:

Противоречие между насущной

потребностью современного общества в

воспитанных людях, разделяющих

гуманистические ценности, и прагматикоориентированной системой современного образования, сконцентрированной

преимущественно на достижении

дидактических целей;

Между необходимостью решения

воспитательных задач в образовательном процессе и отсутствием признаваемых

обществом универсальных ценностей,

составляющих содержательную основу воспитания;

Между необходимостью ориентации в

образовательном процессе на инвариантное содержание воспитания и отсутствием

объективных научно обоснованных критериев

отбора его содержания и критериев уровня его освоения обучающимися;

Между целенаправленным

воспитательным влиянием

институционализированных образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до учреждений дополнительного образования) и стихийным, неуправляемым воздействием

СМИ, социальной среды и т.п.;

Между необходимостью выбора

инвариантного для всех обучающихся содержания воспитания и поликультурным многообразием социальных ценностей и установок, присущих России как многонациональному и

многоконфессиональному государству;

Между сосуществующими в органичном единстве процессами воспитания и обучения как двумя неразрывно

взаимосвязанными сторонами единого

образовательного процесса и исторически обусловленной тенденцией в образовательной теории и практики обособления обучения от воспитания;

Между необходимостью создания для

реализации содержания воспитания

социальных ситуаций развития (Л.С.

Выготский), предполагающих совместную деятельность и диалогическое общение субъектов образовательного процесса и ориентацией традиционного образовательного процесса на монологическое изложение содержания, индивидуальные и групповые формы организации образовательного процесса.

компетентностном подходе и в созданных на его основе образовательных стандартах

требованиях к интеграции обучения и воспитания в образовательном процессе и отсутствием научно-обоснованной

концептуальной основы для их интеграции, представленной в виде целостной психологопедагогической теории (А.А.Вербицкий. ).

Таким образом, практическое разрешение проблемы воспитания как органичной составляющей целостного образовательного процесса сталкивается с целым рядом объективных противоречий. Наше теоретико-методологическое

исследование направлено на детальное

осмысление этих противоречий и поиск путей их преодоления.

Литература

1. Вербицкий А.А. Современные проблемы воспитания // Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы.- Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. - С. 3-6.

2. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.

3. Круглый стол «Вуз как образовательное

пространство» // Педагогика. - 2002.- №7. - С.52-57.

4. Сериков В.В. К созданию современной теории

воспитания: методологический аспект // Теоретико-

методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004.

Липецкий государственный педагогический университет

PROBLEMS OF THE PROCESS OF UPBRINGING: CONTRADICTIONS AND WAYS

The paper touches upon the problems of the process of upbringing: contradictions and ways of overcoming

Key words: up-bringing, the crisis of upbringing theory and practice, contradictions, competence-oriented approach

Статья по психологии "Проблемы современного воспитания детей"

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" ст. Новомышастовской
Описание: проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе,связанной с проблемами детства.
Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям.
Цель: информационное просвещение родителей и педагогов в вопросах проблем современного воспитания.
Задача: ознакомить родителей и педагогов с проблемной стороной современных подходов в педагогике.

В современном обществе большое внимание уделяется воспитанию и развитию детей. Гуманистический подход преобладает над остальными подходами в воспитании. На данный момент существует большое количество психологических и педагогических направлений и школ, занимающихся вопросом всестороннего развития ребенка, индивидуального подхода к его воспитанию и социализации. В сравнении с прошлым веком отношение к ребенку в семье, в школе, в социуме изменилось. Ушло в прошлое угнетение детской воли, эксплуатация детского труда. Ученные призывают видеть в ребенке личность, говорить с ним на равных, стыдят родителей за наказания и порицания ребенка,рекомендуют уделять ребенку больше времени, усиленно заниматься развитием качеств и умений ребенка как можно раньше. Если десять лет назад главным вопросом на форумах молодых мам было: «как справиться с коликами младенца?», то сейчас самый главный вопрос: «как развивать новорожденного, какие игрушки для развития ему купить? Чем его занять?» Рыночная индустрия в данный момент готова удовлетворять самые изощренные запросы родителей в вопросах покупки игрушек для детей. Полки магазинов пестрят от количества развивающих игр и гаджетов, пособий по раннему развитию и обучению ребенка. Во многих рекомендациях ведущих специалистов по педагогике и психологии можно встретить статьи о том, чем скрасить досуг ребенка, чем его занять на отдыхе, как разнообразить будни ребенка и чем его удивить. Родители нашего времени стали больше прилагать усилий в воспитании и развитии ребенка. Но у этих вроде бы на первый взгляд позитивных изменений в вопросах детства есть и темная сторона. Все чаще современные дети подвержены скуке. Детская скука-это беда нашего времени. И позже из этих скучающих детей вырастают взрослые люди, не умеющие радоваться жизни, ожидающие толчка из вне, какого-то внешнего фактора, который даст им повод посмеятся, порадоваться, удивиться чему-то, восхищаться. Почему так происходит? К этому приводит ряд факторов, которые можно наблюдать в нашем обществе. С одной стороны обилие развивающих игр и игрушек тормозят развитие детской фантазии. Уже не нужно выдумывать и воображать ничего,все это есть в магазинах: говорящие куклы, летающие самолеты, стреляющие и ходячие роботы, лающие собаки,выполняющие команды и многое другое. Поэтому для полета фантазии не остается простора, да и смысла тоже. Вторым фактором этой проблемы является отнятое у детей детство! Да,как бы это странно не звучало, но у современных детей меньше детства, чем у предыдущего поколения! Откройте любой справочник по возрастной психологии и посмотрите там- «Что является ведущим видом деятельности в детстве?». Ответ один- игра. Игровая деятельность- главная у ребенка. Через игру ребенок сначала соприкасается с миром предметов, с окружающей действительностью, игра дает ему опыт взаимодействия со сверстниками, познание социальных ролей, помогает проживать трудные ситуации, справляться со своими эмоциями и познавать новое. Игра бережно вводит ребенка во взрослый мир. Да, раннее развитие ребенка, занятие с ним развитием речи, изучение букв, счета, развитие мышления и прочего- все это полезно, но тогда,когда оно не вытесняет игру! Даже когда все это раннее развитие и обучение происходит через игру, оно не должно замещать свободную игровую деятельность, которая направлена на познание жизни. Сейчас родители стараются организовать деятельность своих детей. Занять каждые свободные минуты ребенка: секции, кружки, развивающие центры, занятия с репетиторами и прочее. В прекрасном добром фильме «Полианна» главная героиня, маленькая девочка, после того,как тетя рассказала ей перечень ее занятий на день, задала тете поистине простой, но в тоже время очень точный вопрос: «А когда же я буду жить?» Но в этой ситуации возникает третий фактор проблемы: зависимость от внешней организованности. Дети привыкают к тому, что не надо придумывать себе занятие, не нужно заниматься познанием и исследованием мира. Родители, воспитатели, учителя. Педагоги нацелены на то, чтобы заполнить жизнь детей в полной мере. И не только занятиями, играми и развитием. Но и впечатлениями. Современных детей нужно развлекать, радоваться «просто так» они уже не в состоянии. И чем взрослее ребенок,тем больше нужно прилагать усилий для того,чтобы вызвать у него радость, удивление, восхищение. И во взрослую жизнь он уже приходит скучающим человеком, потерявшим вкус к жизни.