Как побороть дислексию: опыт звезд. Знаменитые люди с дислексией Люди с дислексией

Уолт Дисней

Американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, основатель компании «Walt Disney Productions»

Дисней даже не окончил среднюю школу – в возрасте 16 лет его выгнали за неуспеваемость, что, впрочем, не помешало ему впоследствии получить титул почетного профессора Йельского университета. С детства он ходил в любимчиках у учителя рисования, тогда как другие педагоги считали его ленивым и попросту тупым, поскольку чтение и письмо давались ему с трудом. Из-за дислексии ему гораздо легче было нарисовать Микки-Мауса, чем написать его имя. Дать автограф представляло для него огромную трудность: он не столько расписывался, сколько вырисовывал буквы, боясь наделать ошибок. А сегодня фирменный росчерк Диснея – самый дорогой автограф в мире, официально зарегистрированный в качестве логотипа компании «Disney Pictures».

Джейми Оливер

Английский повар, ресторатор, телеведущий, популяризатор домашней кулинарии и здорового питания. Автор известных книг по кулинарии.

Жизнь Джейми Оливера – это история двоечника из британской глубинки, ставшего миллионером. В школе он с трудом разбирал текст в учебниках, писал с ошибками и пять лет провел в классе для детей «с особенностями». В его аттестате двоек не было только по труду и геологии. Но дислексия не помешала ему стать автором многочисленных кулинарных книг. «Я так плохо проявлял себя в школе, что мне пришлось самоутверждаться на работе», – говорил он, став кулинаром. Еще в восемь лет отец пристроил Оливера в свой паб – помогать с нарезкой овощей. А потом молодой повар оказался, что называется, в нужном месте и в нужное время. Однажды в один из модных лондонских ресторанов, где тогда работал Оливер, приехала съемочная группа… и ТВ-шоу «Голый повар» на BBC, в котором он показывал, как просто готовить сложные блюда, при этом болтая без умолку, принесло ему всемирную известность. Сейчас самому знаменитому повару 42 года, он владеет целой кулинарной империей с оборотами в десятки миллионов фунтов, у него около 100 ресторанов и 5 детей.

Ингвар Кампрад

Один из богатейших людей мира, основатель шведской компании IKEA – сети магазинов, торгующих товарами для дома.

С детства Ингвар Кампрад уже обладал мышлением предпринимателя – так, спички, купленные бабушкой в Стокгольме оптом, он распродавал своим школьным друзьям поштучно, а вырученные деньги откладывал для старта своего будущего бизнеса. Его называют человеком, который никогда не ошибается. А между тем он не заканчивал университетов и в школе учился с большим трудом, так как страдал дислексией. Учителям долгое время не удавалось научить его читать. Всю жизнь он испытывает трудности и с запоминанием чисел – свидетельства этого видит теперь каждый покупатель IKEA. Чтобы ему было проще запоминать свой каталог товаров IKEA, каждая позиция, помимо номера, имеет свое имя. А вот по поводу дислексии Ингвар никогда не испытывал никаких комплексов.

Том Круз

Американский актёр, кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Трижды обладатель премии «Золотой глобус» и трижды номинант на премию «Оскар».

Из-за дислексии Том Круз числился в школе двоечником – даже во вспомогательном классе побывал, где уж совсем безнадежные собрались. Дислексия развилась у него после того, как его, левшу, заставили писать правой рукой. В каждой новой школе ему присваивали звание идиота, потому что он читал по слогам и практически не умел писать. Неудачи в школе в сочетании с неказистой внешностью довели парня до того, что он решил уйти в религию, но больше года в духовной семинарии не продержался – и у монахов не хватило терпения учить путающего буквы и слова подростка. Из семинарии – в Голливуд, и оттуда прямиком к славе. И, став уже не только знаменитым актером, но и успешным продюсером, Том Круз... до сих пор читает свои контракты по слогам. На суммах контрактов это не отражается.

Кира Найтли

Британская актриса. Двукратная номинантка на премию «Оскар».

В детстве заставить Киру читать можно было, только если пригрозить ей запрещением играть на сцене – а актрисой она хотела стать уже в три года. Будучи дислексиком, она училась читать гораздо дольше одноклассников, которые дружно считали ее кретинкой. Но именно это и заставляло ее много читать и писать, чтобы преодолеть эти сложности. Очень помогли аудиокниги, благодаря которым Кира узнавала не меньше, чем ее одноклассники. Ей удалось преодолеть дислексию, а заодно и научиться быстро запоминать текст, чтобы избежать необходимости его лишний раз перечитывать. Впрочем, некоторые трудности все же остались – Кире по-прежнему тяжело освоить текст, если его прислали меньше чем за неделю до съемок.

Ричард Бренсон

Британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, один из самых богатых жителей Великобритании с состоянием в 5 миллиардов долларов США.

Именно из-за дислексии Ричард Бренсон покинул школу в 16 лет. Буквы и цифры были его камнем преткновения, он не всегда понимал, что происходило на уроке, из-за чего учителя считали его ленивым и нерадивым учеником, но за успехи в футболе и регби ему прощали многое. Когда он сломал ногу, тут же оказался в школе для отсталых. И понял, что движущей силой успеха может быть только настойчивое преодоление трудностей. «Если у вас дислексия, важно не позволять себе ощущать неполноценность лишь потому, что вы не способны произнести по буквам каждое слово в словаре, – написал он в своей автобиографии. – Нужно разнообразить деятельность и интересы, чтобы обнаружить свои сильные стороны». Он так и не получил высшего образования, но стал одним из самых известных предпринимателей в мире.

Евгений Стычкин

Российский актёр театра и кино, телеведущий.

Западные звезды не стесняются говорить о том, что они страдают дислексией, и делятся своим опытом преодоления этой особенности. Среди же российских селебрити мало кто решается рассказывать о подобном. Евгений Стычкин стал исключением. «Дислексия – это не болезнь, а особое восприятие информации», – написал он в своем инстаграме, поддержав флешмоб звезд с целью привлечь внимание к этой проблеме. С детства Стычкин отличался артистизмом, и хотя он не выговаривал половину согласных, его мама, Ксения Рябинкина, знаменитая балерина Большого театра, посоветовала ему попробовать себя на актерском поприще. В школе Евгений посещал театральный кружок, а вот учеба давалась ему очень тяжело из-за дислексии, о которой тогда не знали. Хотя Евгений и старался изо всех сил – читал по слогам и писал специальные диктанты. Правда, ошибки его задевали только тогда, когда девушки смеялись над его корявыми любовными записками. Ему удалось окончить английскую спецшколу и ВГИК, сыграть массу ролей на экране и сценических подмостках, перевоплощаться и в Пушкина, и в Лермонтова, и в Гитлера, и в Сталина, получить несколько престижных премий.

Если ваш ребенок плохо читает или пишет, возможно, дело в дислексии. Дополнительную информацию об этом можно получить на сайте Ассоциации родителей и детей с дислексией .

Рассказать друзьям

Ты даже не догадываешься, сколько людей во всем мире страдают от этого недуга. Дислексия − неспособность к правильному и быстрому распознаванию слов − постигла в том числе и многих звезд. Но в борьбе с болезнью они не сдаются. PEOPLETALK предлагает тебе подборку знаменитостей с этим непростым диагнозом.

актер, 38 лет

Звезда «Пиратов Карибского моря» и трилогии «Властелин колец» постоянно борется с дислексией. Впервые о своем заболевании Орландо рассказал в 2004 году. У актера серьезные проблемы с прочтением и запоминанием сценариев. Поэтому работа в кино ему дается с большими трудностями. Но как мы видим, оно того стоит!

Энтони Хопкинс

актер театра и кино, 77 лет

Оскароносный актер из-за своего недуга очень плохо учился, и ему пришлось сменить несколько школ. Сам Хопкинс в детстве считал себя тупым из-за того, что ему все давалось с трудом. Поэтому, завязав с учебой, он нашел себя в искусстве.

Вупи Голдберг

актриса театра и кино, 59 лет

В детстве известной актрисе Вупи Голдберг был поставлен диагноз «дислексия». Из-за неуспеваемости в школе ее часто дразнили тупой. Но необходимую поддержку маленькой девочке оказала мама, которая призывала ее не обращать внимания на одноклассников. В результате Вупи Голдберг стала успешной актрисой и собрала всевозможные награды, в числе которых «Оскар» и «Грэмми».

Стивен Спилберг

сценарист и режиссер, 68 лет

Легендарному режиссеру поставили этот диагноз, когда ему было уже за 60. Но страдал он этим недугом с раннего детства. Будучи школьником, он заметно отставал от своих сверстников в успеваемости и читать научился намного позже, чем его одноклассники. Дети часто дразнили его за неспособность быстро прочитать текст на уроках, но при этом он никогда не чувствовал себя ущербным. По признанию режиссера, он до сих пор медленно читает сценарии, но это не помешало ему стать лучшим из лучших.

певец и актер, 34 года

Джастин Тимберлейк − успешный актер и певец. Но и он из-за дислексии часто подвергался нападкам в школе. Со своим диагнозом Джастин борется по сей день.

актриса, 46 лет

Известная актриса долгое время сталкивалась с проблемой при прочтении сценариев, она просто не могла запомнить свои слова. Оказалось, что все это связанно с ее болезнью. Она узнала, что страдает дислексией, только когда врач выписал ей очки. Актриса призналась, что в детстве из-за своей болезни чувствовала себя очень неуверенной, а сейчас, зная свой диагноз, бороться с ним стало гораздо легче.

актриса, 30 лет

То, что у Киры Найтли дислексия, врачи диагностировали, когда ей было шесть лет. Девочка не могла выговаривать длинные слова. Но упорной Кире удалось справиться с этим недугом. Она согласилась на условия, которые ей предложили родители. Кира должна была много читать, и только тогда ей обещали нанять своего агента. По признанию актрисы, ей помог сценарий Эммы Томпсон по книге Джейн Остин «Разум и чувства», который она постоянно перечитывала.

актриса, 48 лет

Актриса Сальма Хайек родилась в очень обеспеченной семье, и поэтому до 12 лет она училась на дому с частными преподавателями. Когда ее отправили в католическую школу, выяснилось, что у Сальмы существуют проблемы с чтением.

актер, 50 лет

Агата Кристи (1890-1976 гг.)
Английская писательница, одна из самых известных в мире, творивших в жанре детектива. С самого детства маленькой Агате было трудно концентрироваться на занятиях, а обучение письму стало для нее сущим наказанием – ей никак не удавалось писать правильно. Насмешки ее одноклассников были так обидны, что родителям даже пришлось забрать Агату из школы.
Однако это не помешало творческой натуре стать знаменитой, а ее книги впоследствии продавались, как никакие другие – на сегодняшний день во всём мире продано четыре миллиарда экземпляров. Еще большие тиражи были только у Библии и у Шекспира.

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.)
Знаменитый на весь мир физик, создатель теории относительности, обладатель Нобелевской премии не любил школьных занятий. Из некоторых источников (disabled-world.com) следует, что он страдал дислексией, у него была плохая память, и он не мог запомнить простейших вещей, например, месяцы в году. При этом он с легкостью решал одни из самых сложных задач своего времени.
Возможно даже, что он за всю жизнь так и не научился завязывать шнурки на ботинках, зато внес неоценимый вклад в мировую науку.

Шер (1946 г.р.)
Американская певица выросла в очень бедной семье. Ее мать была не самой успешной актрисой, но, тем не менее, дочь решила пойти по ее стопам и, как теперь всем известно, добилась феноменальных результатов – 50 лет подряд ее песни достигали верхних позиций в рейтинге ста наиболее популярных в США.
При этом певица и актриса еще в школьные годы еле-еле различала числа 6 и 9, а вот хорошо читать так и не научилась – её случай с дислексией оказался запущенным.

Александр Белл (1847-1922 гг.)
Этот швейцарский изобретатель, известный в мире как создатель телефонии, еще с юных лет пытался найти способ помочь слышать людям, потерявшим слух (его мать и сестра были глухими).
У самого же будущего ученого и бизнесмена были проблемы в школе из-за дислексии. Из всех предметов он выделял биологию, и был абсолютно равнодушен ко всем другим, его также совершенно не волновали школьные оценки. Белл также известен как один из основателей общества National Geographic.

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875 гг.)
Знаменитый на весь мир сказочник, как и многие другие гении, с трудом преодолел учебу в школе, да и то смог освоить только начальные сведения, грамота никогда не была его сильной стороной, более того, на заре своей творческой деятельности он даже прослыл безграмотным автором. Но настоящий талант ничто не может остановить, из-под пера Андерсена буквально вырвались на свет прекрасные сказки, которые никогда не устанут переиздавать.

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)
Великий мастер, ученый, художник, изобретатель, архитектор и писатель. Философ и анатом, какими только талантами ни владел этот гений. Большинство его идей опередило время: парашют, танк, прожектор, катапульта, велосипед, основатель золотого сечения…
Удивителен и тот факт, что все свои заметки Леонардо писал в обратном направлении (зеркально), справа налево, умел делать это и правой и левой руками. По некоторым версиям, гениальный человек таким образом хотел запутать потомков. Но есть и другие предположения – именно так писать ему было удобнее, это и есть одно из проявлений дислексии.

Том Круз (1962 г.р.)
Один из самых знаменитых голливудских актеров рассказывает о своем детстве как о трудном, намекает на жестокое обращение. Из-за постоянных переездов к 15 годам он сменил больше 10 школ, из-за чего у него долгое время не было друзей. Мысль об учебе сводила Тома с ума, дислексия и синдром дефицита внимания не давали ему усваивать необходимую информацию, он не могу научиться читать. Актерский дар стал для Тома своего рода спасением, именно в кино он раскрыл свое дарование и смог получить настоящее признание.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, это не заболевание, а именно нарушение, так как заболевание можно вылечить, а нарушение – скорректировать. Коррекцией дислексии занимается учитель-логопед. Он работает, прежде всего, над устранением причин этого нарушения: развивает память ребенка, внимание, работает над его зрительным и слуховым восприятием, лексико-грамматическим строем речи.
Дислексия встречается у имеющих поражение центральной нервной системы детей, но иногда может возникнуть и у здоровых. Многие зарубежные авторы указывают на наследственную предрасположенность к этому нарушению. В некоторых источниках дислексия трактуется как «болезнь гениев», так как она диагностировалась у многих знаменитых людей. Наличие дислексии не указывает на гениальность ребенка, но осознание того, что ею страдали такие великие люди, может помочь ему поднять самооценку и вдохновить на коррекционную работу.
Основные свойства, характерные для всех дислектиков: они в высокой степени осознают окружающую их обстановку, более любопытны, у них высоко развита интуиция и проницательность, они думают и воспринимают действительность в многомерном представлении, используя все органы чувств, могут воспринимать мысли как реальность, у них яркое воображение.
Наиболее распространенные проблемы выражаются в симптоматике:
– в устной речи отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов;
– нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения.
Дислексия нуждается в целенаправленной коррекции, так как от этого зависит успешность обучения, уровень самооценки, взаимоотношения с окружающим. Традиционная система логопедических занятий:
– коррекция дефектов звукопроизношения, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова;
– уточнение и обогащение словаря, усвоение грамматических норм языка;
– формирование у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения;
– развитие слухоречевой и речезрительной памяти.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Дислексию называют словесной слепотой. А еще болезнью гениев. Несовместимо? Ничего подобного! Мы об этом не задумываемся, но многие талантливые и успешные люди страдали и продолжают страдать дислексией. Это актеры, певцы, успешные бизнесмены-миллионеры, главы государств, ученые, писатели, художники… этот список огромен. Дислексики не умеют читать или делают это с трудом и постоянно ошибаются, часто имеют трудности с письмом, ведь в паре с дислексией часто идет и дисграфия. Проблемы обнаруживаются в детстве и сохраняются на протяжении всей жизни. Большинству гениев-дислексиков путем упорных занятий удавалось улучшить ситуацию. А кто-то, наоборот, использовал болезнь в свою пользу.

Леонардо да Винчи

Это гений с большой буквы, к картинам которого выстраиваются километровые очереди. Его изобретения обогнали свое время, а современники восторгались его творениями. Тем не менее, Леонардо всю жизнь имел большие проблемы с чтением и, особенно, с письмом. К тому же он был левшой и писал слева направо. Ученые, разбиравшие тексты маэстро, признавались, что для того, чтобы читать рукописи приходилось использовать зеркало, - так были исковерканы буквы.

Леонардо да Винчи

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн

У отца современной физики тоже были немалые проблемы с чтением и письмом, да и вообще с обучением. Многие знают, что он был двоечником, но не многие в курсе, что это было обусловлено не разгильдяйством и ленью, а особенностями развития.

Ганс Христиан Андерсен

Удивительно, но всемирно известный писатель-сказочник буквально не умел писать. Его первые пробы пера привлекли внимание публики и театральных деятелей не содержанием, а чудовищной безграмотностью. Над ошибками начинающего писателя смеялись все, но это его не остановило. Андерсен сочинял сказку в голове и лишь в самом конце изливал ее на бумагу. Бывали случаи, когда издатели, потрясенные безграмотностью автора, возвращали рукописи обратно.

Ганс Христиан Андерсен

Уолт Дисней

Уолт Дисней

Путь Уолта Диснея к славе и успеху был тернист, но, как и подобает сказочнику, он прошел его с оптимизмом и верой в себя. В 16 лет его выгнали из средней школы за неуспеваемость. Но Уолт упорно мечтал о карьере журналиста. Он устроился в редакцию газеты, где часами просиживал над теми заметками, которые другие репортеры делали за 15 минут. Врожденная неграмотность сделала свое дело, Уолта уволили через пару месяцев, и на этом его карьера журналиста завершилась. Но спустя всего несколько лет он стал миллионером и главным мировым мультмагнатом. Сейчас о дислексии Уолта Диснея вспоминают только те, кто своими глазами видел, с каким трудом и осторожностью Уолт каждый раз выводил свой автограф – тот самый фирменный автограф, знакомый всем по заставке с замком, который по иронии судьбы стал самым дорогим автографом в мире.

Актер Том Круз (Tom Cruise) – наследственный дислектик. Как его мать и сестры, он с детства плохо различал буквы и коверкал слова. Обидные намешки сыпались на будущего актера как из рога изобилия. Одноклассники называли Тома тупицей, и он сам в это верил. Он сменил более 10 школ и некоторое время учился в специальном коррекционном классе. В настоящий момент актер является активным приверженцем сайентологии, и в 2005 году публично заявил, что именно она помогла ему справиться с дислексией.

Том Круз

Киану Ривз

Киану Ривз

Киану Ривз (Keanu Reeves), как и Том Круз, жестоко страдал от дислексии и менял школы по нескольку раз в год. В каждом новом классе над ним смеялись и считали отсталым. В результате Киану рос замкнутым и закомплексованным. Нормально читать актер научился лишь в старших классах с помощью врачей и логопедов. Тем не менее, все выпускные экзамены Киану провалил и так и остался без диплома о среднем образовании.

Мэрилин Монро

Звезда Мерилин Монро (Marilyn Monroe) известна тем, что побаивалась интервью и пресс-конференций, была на них зажата и даже заикалась. Причиной тому все та же дислексия. Болезнь причинила актрисе немало страданий еще в школе. Она, как и ее коллеги по цеху, не избежала насмешек и издевательств. Не справившись с давлением, Мэрилин под предлогом замужества бросила школу в 16 лет. В большую жизнь она вступила с комплексом неполноценности и неудовлетворенной жаждой знаний.

Мэрилин Монро

Кира Найтли

Кира Найтли

Вот уж кто настоящий борец, причем не только по характеру, но и «по званию», так это Кира Найтли (Keira Knightley). Звезда является лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией. Свое активное сопротивление болезни девушка начала еще в детстве. Тогда родители поставили ей ультиматум: хочешь быть актрисой – учись хорошо. И девочка засела за учебники. Школа закончилась, но борьба с дислексией продолжается. «Я читаю фактически все подряд, чтобы доказать всем, и прежде всего самой себе, что я не дура» - признается Кира.

Орландо Блум

Как и Киру Найтли, страдающего дислексией Орландо Блума (Orlando Bloom) родители в свое время поставили перед выбором: хочешь мотоцикл – изволь прочитать 50 книг. Мотоцикл юный Орландо так и не получил – задача оказалась непосильной. Да и сейчас актер каждый раз, осваивая новую роль, обречен проделывать тройную работу – ему очень сложно прочитать и выучить сценарий. Тем не менее, это не помешало Орландо в совершенстве овладеть французским, да и вообще стать звездой мирового масштаба.

Орландо Блум

Квентин Тарантино

Квентин Тарантино

Всемирно известный режиссер Квентин Тарантино (Quentin Tarantino), автор таких картин как «Криминальное чтиво», «Джанго освобожденный» и «Убить Билла» открыто заявляет: «Я ненавидел школу. Многое из того, чему люди учились легко, мне давалось с трудом». У Тарантино не было проблем с чтением, он любил читать, любил историю. Но письмо ему не давалось. Как и все, что было связано с цифрами. Режиссер признавался, что даже просто распознать цифры для него было проблемой. А самостоятельно узнавать время по часам он научился только в 6 классе.

Федор Бондарчук

Федору Бондарчуку повезло больше остальных. Дислексия в сочетании с неусидчивостью и хулиганским характером не дала хорошей успеваемости в школе, но дала веселую бурную молодость. Нагоняи от мамы и учителей не удручали Федора. А позже, когда за него взялся отец и педагоги-специалисты, Бондарчук сумел, пусть потом и кровью, но все же довольно быстро достигнуть хороших успехов в чтении и запоминании ролей.

Федор Бондарчук

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

То, что поэт не в ладах с запятыми, легко заметит любой, кто откроет сборник его стихов. Это принято объяснять собственным стилем. Но формированием этого стиля Маяковский обязан во многом врожденной безграмотности, в которой он сам не раз признавался. Поэт-дислексик – явление редкое и необычное. Судя по различным воспоминаниям современников, Маяковскому с трудом давалось чтение. При создании произведений, которые требовали опоры на литературу, материал для него часто подбирал Осип Брик. Он же долгое время проставлял поэту знаки препинания.

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии (IDA)

Дислексия - это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыкиправописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушение понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.
Это определение принято советом директоров IDA 12 ноября 2002 года.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них - педагогический. Ему соответствует определение, приведенное в учебнике логопедии: «Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход - клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральныхпроцессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызваные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют еще неспецифическими или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличиться в спорте,живописи, музыке, математике или физике.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

[править]История

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, имея при этом уровень интеллекта нормальный для детей его возраста.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория осп