Истерика у ребенка после дневного сна. Ребенок просыпается с истерикой: что делать маме? Что делать родителям

Помогите, кто сталкивался с подобным. Примерно до 1,8 ребенок просыпался так: возился в кроватке, потом либо начинал играть с мишкой, либо вставал и начинал что-нибудь рассказывать. После дневного сна вообще любила его поднимать, так как настроение у него обычно было просто отличное.
И вот после 1,8 постепенно у нас начались "послесонные драмы". Причем по нарастающей. То есть он просыпается и начинает рыдать. Часто в начале плач он, как бы это объяснить, вытуживает. Ну то есть как будто плакать ему сейчас особо не хочется, но надо. То есть начинает всё с вытуженных "хны-хны", постепенно разгоняется и заканчивается частенько качественной такой истерикой. При этом часто он еще и злится. Например, встает в кроватке, ревёт, я подхожу, пытаюсь взять на руки, может начать отпихивать и заваливается обратно в кровать. Но если оставить там, злится еще больше - выкрикивает что-то, машет на меня руками. Иногда на ручки идет, но на руках тоже разгоняется в порыдать, начинает выворачиваться (типа поставь на пол, мать), ставлю на пол - орёт ещё больше. Вопросы (типа "Где болит?", "Хочешь пить?", "Хочешь на ручки?") игнорирует или злится. Продолжаться это может от нескольких минут до пары-тройки заходов минут по 5-10 каждый.
У невролога были месяц назад, сказал всё в порядке. Про послесонные истерики ничего толком не пояснил. Типа норма.
Что опробовано:
1. Все виды танцев с бубнами: поносить на ручках, пытаться заболтать, рассмешить, напоить, поиграть, отвлечь, полежать вместе на кровати, переключить внимание на других людей (если в это время кто-то в гостях). Срабатывает редко.

2. Муж у меня современных книг по воспитанию не читает, поэтому если он поднимает, то достает из кровати, пытается отвлечь, если не выходит - отводит в комнату, кладет на наш диван (с него ребенок может слезть спокойно сам) и предлагает еще немного полежать, а когда захочет - приходить к нам на кухню. И уходит. Там сценарий стандартный: недолгие рыдания минуты 3-5, потом дитё выглядывает из комнаты, я предлагаю пойти умыться и кушать, соглашается. Идем моемся, кушаем (иногда в промежутке бывает второй акт, но редко). Этот способ наиболее эффективный по продолжительности истерик, но блин, он же попирает все модные сейчас теории про привязанность, слёзы тщетности и т.п. Так что моя не понимать, правильно это или нет.

3. Как-то ко мне пришла подруга и была свидетелем нашего пробуждения. Сказала, что ее дочь в детстве днём просыпалась так же. Подруга в итоге пришла к решению просто оставлять ее в кровати на какое-то время, пока та не успокоится, ибо никакие методы тоже не действовали. Сейчас ее дочке, кстати, 16 лет - спокойная, адекватная творческая девочка. Короче, это вариант-не-для-идеальных-мам я тоже испробовала. Итог: станартно: 5-15 минут рыданий, потом встает в кроватке с очень недовольным видом. Спрашиваю, хочет ли на ручки, говорит "да", достаю.

4. Тут вот вообще кошмар и идеальным стойким не выходящим из себя и всегда действующим в согласии с ребенком, Гиппенрейтер и всеми остальными лучше не читать. Но в общем в момент душевной слабости и особых выделываний мальчика пару раз легонько шлёпнула. Эффект кстати был: мальчик задумчиво потрогал попу. Пока думал, я успела ему сообщить, что наверное, он хочет вставать и на ручки, он согласился, достала, Но минут через 5 несостоявшаяся доза истерики нас догнала - не помню какой был повод, но стандартные минут 10 рыданий мы получили.

Короче я вообще не понимаю, как себя вести. Ему всё не нравится и всё его злит. У меня иногда ощущение, что у него какой-то заряд на 5-10-минутную истерику, которую надо выплакать в любом случае. По ощущениям - ничего не болит. Обычно когда что-то болит он ведет себя и плачет по-другому.
Изредка удается всё купировать, если сразу готов на руки и не против на них посидеть.
Ну или бывает (раз в месяц, наверное), что просто просыпается спокойно.
По утрам тоже начинает рыдать сразу, но успокаивается, как только достаешь из кроватки.
Кто сталкивался с подобным, поделитесь, что вам помогает и как лучше себя вести?
Ребенку 2,3.

Истерика у ребенка после сна может возникать в любом возрасте. Это явление достаточно распространенное и зачастую связано с какими-то особенными событиями, которые ребенок пережил и запомнил за текущий день. Именно поэтому родителям нужно относиться к чаду с пониманием, а к проблеме - с терпением.

Рассмотрим несколько вариантов, при которых имеет место истерика у ребенка после сна.

Истерика после дневного сна у ребенка до 1 года

Возможные причины: вероятно, малыш был просто не вовремя разбужен, что повлияло на его настроение. Также может случиться так, что некоторые предметы, звуки или явления на улице попросту напугали ребенка, таким образом, его сон был прерван, а пробуждение связано с неприятными эмоции.

Как быть? Если у ребенка в возрасте до года случилась истерика после сна во время прогулки, советуем взять малыша на руки и попробовать его укачать. Отвлечь от неприятных эмоций сможет спокойный мамин голос, вовремя поданная игрушка или бутылочка с соком.

Если подобные истерики случаются у детей до года после сна дома, есть смысл задуматься об улучшении звукоизоляции стен. Возможно, уличные звуки или действия других обитателей квартиры будят малыша, так и не дав ему сполна насладиться дневным сном. В таком случае необходимо не только успокоить ребенка, но и позаботиться о предупреждающих мерах такого спонтанного пробуждения в будущем.

Истерика после сна ночью у годовалого ребенка

Если малыш просыпается ночью с истерикой, но при этом никаких лишних шумов и раздражающих факторов не наблюдается, вероятными причинами неспокойного поведения можно назвать голод и боли. В первом случае достаточно организовать кормление, во втором - показать малыша педиатру.

Истерика после сна у ребенка старшего возраста

Потребности грудничков чаще всего сводятся к нужде поспать и поесть, а вот детки 2-4 лет уже более сознательны в своих желаниях и нуждах. Именно в этом возрасте истерики после сна, как ни странно, считаются более регулярным явлением. Это связано с более активным функционированием мозга, который может посылать малышу сигналы в виде как приятных снов, так и кошмаров.

Если истерика у ребенка после сна случается постоянно, то ее причины состоят, скорее всего, в следующем.

Банальный недосып

Также истерика может возникнуть у ребенка, который не хотел ложиться спать, но в итоге уснул. Часто пробуждение после нежелательного сна может быть встречено бурной истериков.

Мучащие малыша кошмары

Чтобы сон ребенка был спокойным, рекомендуем на ночь дать малышу стакан теплого молока с медом. Помочь с проблемой может также засыпание с родителем либо просто уделенные 20-30 минут ребенку со стороны мамы или папы перед сном. Вы можете просто полежать рядом с малышом, поговорить с ним, поиграть в спокойные игры или почитать книгу.

Истерика, связанная с бурными играми накануне

Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут определенным образом сказываться на ребенке в период сна. Постарайтесь, чтобы за 2-3 часа до сна малыш прекратил слишком бурную активность. Нежелательно принимать в этот период гостей, играть в активные игры и чрезмерно веселиться.

Стрессовая ситуация

Так, многие мамочки замечают, что регулярные истерики у малышей возникают после начала посещения детского сада. Еще бы, эмоции, общение, непривычная обстановка не могут не сказаться на психоэмоциональном состоянии малыша. Отсюда возникают и истерики. Подобные проявления очень скоро исчезнут, как только малыш привыкнет к новой обстановке и коллективу. До тех пор от родителей требуется активная поддержка ребенка, частые беседы и возможность уделить повышенное внимание.

Беспричинные истерики у ребенка 3 лет — это достаточно распространенная манера поведения. Малыш еще не умеет контролировать эмоции и верно выражать свои желания, поэтому родители должны выяснить причины и узнать, как предотвратить скандалы.

Приступ истерики у детей сопровождается потерей их самообладания. В этот момент возбуждение проявляется в виде паники, плача, крика и падения на пол, хаотичного размахивания руками и ногами. Младшие члены семьи не в могут адекватно реагировать на просьбы родителей и продолжают закатывать скандал до тех пор, пока их желание не будет исполнено. Какова причина истерик у ребенка 3 лет — советы психолога, внимание родителей и обучающие видео помогут разрешить этот больной вопрос.

По мере взросления у детей появляются личные убеждения и взгляды, желания и интересы, которые часто расходятся с мнением взрослых. В ситуациях, когда малыши не могут добиться желаемого, начинают ярко проявляться злость и раздражение. Поэтому столкновение интересов у психологи называют первопричиной истерического поведения. Провоцируют такое состояние следующие факторы:

  • желание привлечь к себе внимание;
  • подражание поведению друзей;
  • неспособность правильно проявить свое недовольство;
  • неправильное воспитание (чрезмерная строгость или опека);
  • неправильная система поощрения или наказания;
  • усталость, недосыпание и чувство голода;
  • отрыв от интересного занятия;
  • нарушение нервной системы;
  • эмоциональная нестабильность.

Физиологические причины детской истерики указывают на серьезные проблемы со здоровьем. Болезни нервной системы, нарушения психики и испуг вызывают частые истерики у ребенка 3 лет, при которых необходимо лечение. А родительские упущения в воспитании специалисты относят к нравственным причинам патологического поведения.

Правильное воспитание с рождения

В первый год жизни начинается формирование характера. Многое зависит от манеры поведения родителей, бабушек, дедушек.

Чрезмерная опека родителей со временем станет первопричиной развития истерического поведения, если при первом же крике сразу берут непоседу на руки и укачивают, пока он не перестанет плакать — об этом говорит и известный доктор Комаровский. В его подсознании вырабатывается инстинкт, что для привлечения внимания достаточно всплакнуть. Если своевременно не «подойдет помощь», начинается истерический плач.

Режим дня — это важный фактор воспитания, несоблюдение которого часто приводит к развитию истерического поведения. Педиатры не советуют давать еду, когда малыш захочет, постоянно находиться рядом даже ночью. Детские психологи называют такой подход к воспитанию причиной неправильного психологического развития.

Понятие «режим дня» — это последовательность исполнения действий в течение суток. Придерживаясь определенного ритма жизни, родители могут правильно спланировать день и вырастить здорового человека. График новорожденного должен выглядеть приблизительно так:

  • Отдых. Спать после кормления не менее 1.5 часа. Ночью нужно отдыхать 6 часов.
  • Еда. Дневной интервал между кормлениями — не менее 3 — 3.5 часов.
  • Прогулки. Вывозить на свежий воздух кроху нужно 2 раза в день.

Если придерживаться правильного режима, с раннего возраста у ребенка вырабатывается привычка нормы. Чтобы совладать с такой задачей, понадобится не более двух недель.

Как правильно дать подсказку, что нужно готовиться к ночному сну? Например, выработать рефлекс, что после купания, которое нужно проводить в одно и то же время, наступает ночной сон. Хорошим сигналом к ночному отдыху будет музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, с нежной мелодией колыбельной.

Истерики перед сном у детей

Независимо от причины неадекватного поведения и приступа, родитель должен знать, как успокоить свое чадо. Нужно определить, что стоит за его криком.

Почти все мамочки сталкиваются с тем, что истерики перед сном у ребенка 3 лет происходят ежедневно. И если в грудном возрасте такое поведение еще можно как-то понять, то когда ребенку исполнится уже год, бороться с истериками у ребенка необходимо.

  1. Научитесь правильно готовить ребенка к сну. Кроме обязательных гигиеничных процедур, почитайте на ночь интересные сказки.
  2. Детская комната должна быть правильно оформленной, веселой и всегда аккуратной, переставлять вещи часто не следует.
  3. Укладываясь спать, притушите свет или включите красивый светильник с изображением веселой «сказочной рожицы».
  4. Когда непоседа просыпается ночью с криком и плачем, то, вероятнее всего, насмотрелся кошмарных снов и сильно испугался. Ночные истерики у ребенка 3 лет могут произойти после просмотра эмоционального фильма перед сном. Контролируйте то, чем ребенок занимается вечером.

В возрасте трех лет развитие речи еще не соответствует его эмоциональному развитию. Поэтому заявить о своем «Я» — это часть его «плана», и выразить это можно и другими методами, часто неправильными. В возрасте 3-4 лет дети ранимы, их нервная система чувствительна и уязвима, что проявляется вспышками плохого поведения.

Психология детской истерики

Истерика в возрасте трех лет развивается на фоне усталости, разочарования в чем-либо. Но есть и психологическая сторона этого явления.

Капризы и истерики становятся ответной реакцией на запрет. Представим ситуацию: дети играют в песочнице. Вокруг много разноцветных игрушек, которыми они охотно делятся со своими друзьями. Пекут пироги, строят гаражи, автострады и т.д. Но в компании есть малыш, мнение которого не совпадает с мнением его друзей. Чтобы проявить свой характер и выразить недовольство тем, что с ним не считаются, он наотрез отказывается делиться своими игрушками. Иногда ситуация уходит из-под контроля, и такой конфликт заканчивается дракой.

Взрослые должны понимать, что истерики у ребенка – это состояние сильного эмоционального всплеска, который проявляется агрессивным поведением.

В момент приступа дети слабо контролируют моторику, не ощущают боль, когда, например, падают на пол или бьются головой об стенку.

Кризис трех лет – что это такое?

Первые капризы у ребенка проявляются до годовалого возраста. Но пик капризности и упрямства наступает в возрасте трех лет. В психологии это так и называется – «кризис трех лет». Малыш становится упрямым, капризным, не дает одеть себя перед выходом на прогулку, отказывается от трапезы. В этот период родители должны быть крайне терпеливыми.

Можно позволить своему чаду проявить самостоятельность. Например, предоставить ему возможность самому подбирать одежду для прогулки. Отведите больше времени для одевания. Это делается, чтобы в последний момент родители не «сорвались» и не накричали на малыша: «Давай, я сама – ты не умеешь».

Н еобходимо очертить рамки дозволенного. Малыш должен понимать, что можно, а чего делать нельзя.

Прежде чем справиться с приступом истерики у ребенка 3 лет, его следует отличить от каприза. Каприз у детей – это преднамеренное действие, цель которого — добиться своего «хочу». Внешне симптомы имеют сходство — малыш может кричать, плакать, топать ножкой, швырять игрушки или другие близлежащие предметы. Но проявление такого поведения происходит в тот момент, когда малыш не имеет возможности совершить желаемое – гулять, когда на улице сильный мороз или ливень, требовать шоколад, когда его нет в доме и подобное.

Истерика у детей – это непроизвольное проявление негативного поведения, когда они не могут или не знают, как правильно вести борьбу со своими эмоциями. В момент скандала малыши могут биться головой об стену, громко кричать, царапать свое лицо или лицо родителя, кусаться, рвать на себе волосы. Иногда проявляются судороги, которые в психологии называются «истерическим мостом».

Главная задача родителей – сохранять спокойствие и правильно подойти к разрешению вопроса, независимо от того, каприз у вашего ребенка или истерика. Прекратить истерику у ребенка могут только слаженные действия родителей:


  • повышать голос;
  • оставлять его наедине с самим собой;
  • пугать его Бабаем или Бабой-Ягой;
  • бить малыша.

Как предупредить развитие истерики

Истерическое поведение ребенка можно предотвратить и не допустить его развития. Для этого психологи рекомендуют правильно воспитывать своих детей еще с грудного возраста.


И главное: нельзя запрещать малышу все подряд. Есть такие ситуации, когда можно пойти на уступки. Например, позволить ему перекус раньше времени. Иногда легче изменить немного расписание, чем довести малыша до истерики.

Малыш постоянно нуждается в ласке и любви. Не забывайте его ласкать и обнимать на протяжении дня. Хвалите его за каждое его доброе дело. А если все же он оступился и повел себя неправильно, спокойно объясните — что нельзя делать, и как нужно поступать. Помните, что если ребенок постоянно истерит — он хочет обратить на себя внимание и нуждается в помощи и уходе.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Часто родители приходят в недоумение, почему малыш после сна заходится в громком и долгом плаче. Истерика после сна у ребенка чаще всего возникает днем, хотя возникает плач и после ночного сна. К 3-4 годам, а порой и раньше, истерики проходят сами собой.

Причины истерик у детей 1-4 лет

Истерика проявляется в громком неестественном плаче, переходящем в визг. При этом малыш выгибает тело, не реагирует на слова и действия взрослых. У грудничков обычно бывают не истерики, а плач, который служит призывом. Родителю лишь остается удовлетворить потребность новорожденного: накормить, согреть, поменять пеленки.

Истерики возникают в более осознанном возрасте - от 1-1,5 до 3-4 лет. В этом возрасте дошкольник активно познает окружающий мир, законы социума, знакомится с новыми людьми. Иногда психика детей не выдерживает перегрузок и снять стресс можно криком.

Неврологи считают истеричный плач нормальной реакцией неокрепшей детской психики на раздражители. Во сне малыш может повторно проживать травмирующую ситуацию или увидеть сюжет, которого не было в реальности.

Малыш еще слишком мал, чтобы отличить явь от нереальности. Поэтому если ему снится, что родители поставили в угол - обида и агрессия будет направлена на родителей, если снится, что обидел сверстник - такая ситуация также будет восприниматься как вполне реальная.

  1. Истерики могут возникать и после резких перемен в жизни. Например, малыш пошел в детский сад или был отучен от бутылочки. С помощью крика малыш пытается снять возникшее напряжение. При этом днем травмирующая ситуация забывается, ребенок увлеченно играет игрушками. Но после пробуждения первым делом рождаются тревожные мысли.
  2. Падать настроение после сна может и по причине позднего просыпания. Если ребенок спит во второй половине дня, то после пробуждения чувствует себя вялым и разбитым, также как и взрослый человек.
  3. Причина может быть и в некачественном сне. Если малыш спит в шумном помещении или звуки проникают с улицы, он может чувствовать себя не выспавшимся.
  4. Основные причины истеричного пробуждения могут быть отнесены к перевозбуждению нервной системы. К 4 годам нервная система укрепляется, дошкольник не так остро реагирует на дневные события.

Провоцируют истерики стрессовые ситуации в семье, например, ссоры родителей. Домашние скандалы малыш 1-4 лет воспринимает очень остро, реагирует дневными и ночными истериками. При этом ребенок может вскочить среди ночи, начать кричать, а наутро ничего не помнить.

Как помочь малышу

Детям раннего возраста необходимо спать в комфортных условиях. Засыпание следует организовать в тихом помещении со свежим воздухом.

Детей желательно ограждать от явно стрессовых ситуаций. К новым условиям лучше приучать постепенно. С няней и родственниками лучше оставлять сначала на полчаса-час, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Если малыш после пробуждения истерит, лучше дать ему возможность покричать. На все истерики лучше реагировать внешним спокойствием. Это обескуражит малыша и заставит его успокоиться.

Можно взять дошкольника на руки, уложить и слегла покачать, спеть успокаивающую колыбельную. Если вы думаете, что малышу снился кошмар, лучше не заострять внимание на сновидении. Не нужно расспрашивать, что он увидел во сне. Детям раннего возраста трудно сконцентрироваться и пересказать картинки, рожденные подсознанием. Лучше увести малыша от ситуации, занять играми или кормлением.

Если ребенок стал тревожным и днем во время бодрствования, покажите его неврологу. Возможно, потребуются легкие успокоительные средства. Консультация врача необходима и для родителей гиперактивных деток.

Необходимо исключить и болезнь, поэтому стоит обратить внимание и на дополнительные симптомы. Если их нет, причина истерик в возрастных изменениях.

Особенности четырехлетних детей

Внутренний мир 4-летнего человека уже достаточно сформирован. Он неплохо знает окружающий мир, начинает понимать процессы, происходящие в окружающей среде. В четырехлетнем возрасте ребенок впервые осознает, что жизнь конечна. Информация о смерти немалое потрясение для психики. Смириться с мыслью, что его когда-то не станет, ребенок не хочет. Из-за мыслей о смерти он тихонько плачет ночами в подушку.

Оградить малыша от информации о смерти невозможно. Так или иначе ему предстоит пережить это знание. Можно рассказать сыну или дочери, что материальным миром жизнь не ограничивается. Не важно, верите ли вы сами в жизнь после смерти. Такая информация поможет снять тревожность, а повзрослев, малыш сам разберется, что к чему.

Несколько советов, которые помогут справиться с истерикой у ребенка с расстройством аутистического спектра

Перевод: Юлия Донькина

Редактор: Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

«Что я могу сделать, для того чтобы успокоить своего 6-летнего сына, высокофункционального аутиста, когда у него начинается истерика? Как правило, во время истерики он может причинить себе вред или что-то сломать/испортить в доме. Он учится в первом классе, и его учитель уже выражает беспокойство в связи с его поведением».

Чтобы понять, как можно успокоить ребенка, нужно знать, что его расстроило, по возможности определить ситуации, в которых ребенок начинает впадать в истерику, или вообще отключается.

1. Убедитесь, что ребенок знает, чего от него ждут. Не пытайтесь повлиять на него, когда он уже расстроен.
2. Попытайтесь переключить его на другую деятельность, которая ему нравится.
3. Если истерика не прекращается, скажите ему коротко и спокойно «ОСТАНОВИСЬ».
4. Если ваша просьба осталась без внимания, ребенка следует на какое-то время оставить в одиночестве. Отведите для этой цели специальное помещение, его можно назвать «безопасным местом». В этой комнате можно поставить мягкое кресло-пуфик, в котором можно посидеть. Но оттуда стоит убрать игрушки и другие отвлекающие вещи. Если ребенок упирается, придется приложить усилия.
5. Скажите ему, что, прежде чем выйти из этой комнаты, он должен в течение 5 минут успокоиться.

Приведенные выше рекомендации — простой способ справиться с нежелательным поведением. Ключ к успеху в последовательном поведении. Ребенок должен всегда знать последствия своих поступков. Если он ходит в школу, или на другие занятия, все, кто с ним работает, должны действовать согласно общей стратегии.

Удивительно, но многие дети с расстройствами аутистического спектра вполне в состоянии самостоятельно брать тайм-аут, чтобы успокоиться в одиночестве. Нам нужно только научить их следить за своим состоянием, а для этого нужно дать им понять, что они МОГУТ успокоить себя сами.

К сожалению, нет легких и быстрых способов уменьшить или предотвратить тяжелые проблемы с поведением (самоповреждение, агрессию, тяжелые истерики, деструктивное поведение). Однако есть несколько приемов, использовать которые можно без особых усилий.

1. Одной из возможных причин нежелательного поведения могут быть трудности с пониманием речи. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием (прим. пер. — фонетическим и фонематическим). Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного). Непонимание может вызвать расстройство и замешательство, что, в свою очередь, станет причиной нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки, ребенок легче поймет, что его ждет.

2. Проблемы с поведением могут быть также вызваны недоразвитием (отсутствием) экспрессивной речи. И действительно, большинство исследователей признает, что именно отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у аутичных детей. В таких случаях можно использовать систему PECS (Picture Exchange Communication System) или смешанный метод Simultaneous Communication (речь, сопровождаемая языком жестов).

3. Часто и пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Проявлениями пищевой аллергии могут быть покрасневшие уши, щеки, темные круги под глазами. Самыми распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде и часто срывается. По причине того, что часто ребенок не может сказать, что же его беспокоит, ни родители, ни учителя не понимают причин недомогания ребенка, и вообще не всегда могут распознать это недомогание. При подозрении на пищевые аллергии, ребенку необходимо сделать соответствующие анализы. При подтверждении аллергии на тот или иной продукт, он должен быть абсолютно исключен из рациона ребенка.

4. Если поведение ребенка в школе отличается от его поведения дома в худшую сторону, причиной может быть то, что в школе отсутствует структурированная среда. Однако истерики могут быть вызваны ухудшением общего самочувствия из-за внешних воздействий. Например, из-за запаха бытовой химии, применяемой при уборке помещений, а также из-за флуоресцентных ламп в школьных комнатах. Хотя запах может выветриться уже на следующий день, частицы средств для уборки остаются на поверхности столов и пола, оказываясь сначала на руках учеников, а затем и попадая в рот. Попадание этих веществ в организм может негативно влиять на состояние чувствительных детей. Часто учителя протирают парты и полы чистой водой перед началом каждого учебного дня, и многие из них сообщают о том, что это снижает количество случаев нежелательного поведения учеников. Флуоресцентные лампы, которые, как правило, используются для освещения классных комнат, могут также влиять на поведение детей. Исследователи из университета UCLA в своей работе показали, что нахождение в комнате с флуоресцентными лампами увеличивает количество случаев стереотипного поведения и самостимуляций, по сравнению с тем же периодом пребывания аутичных детей в комнате с обычными лампами накаливания. Чтобы проверить это, учителя могут принять решение не использовать флуоресцентные лампы в течение нескольких дней и заменить их лампами накаливания, или просто используя естественное освещение, а затем сравнить поведение учеников за исследуемый период.

5. Во многих случаях проблемное поведение (истерика) – это реакция на просьбу или требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением, можно избежать выполнения просьбы/требования. Функциональный анализ поведения (выяснение того, что предшествует поведению, выяснение последствий и контекста поведения) может помочь выявить связь между поведением и функцией, которую оно выполняет. Если функцией является противодействие выполнению просьбы/требования, то, все без исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения требований, предъявляемых ребенку. В противном случае, истерики будут повторяться.

6. Очень важно учитывать уровень «накала» истерики ребенка, прежде чем начинать выстраивать работу, направленную на устранение или предотвращение такого поведения. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений (занятие на велотренажере), вестибулярная стимуляция (медленное раскачивание), или глубокие объятия (техника Темпл Грандин — «удержания» ребенка в крепких объятиях). Другими причинами нервного срыва может стать недостаточная вовлеченность ребенка в деятельность, отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать, портить предметы вокруг себя – ведь это так занимательно и так будоражит! В этом случае необходимо постоянно подпитывать интерес ребенку к происходящему вокруг или к целенаправленной деятельности.

7. Многие дети принимают безопасные биодобавки, такие как витамин В6 или Диметилглицин (DMG). Почти у половины принимающих их детей наблюдаются улучшения в поведении и в общем состоянии организма. Однако же иногда для коррекции нежелательного поведения доктора прописывают сильнодействующие медикаменты, такие как Риталин. Исследование, проведенное Autism Research Institute в Сан-Диего, показало, что 45% из опрошенных 2 788 родителей сообщали об ухудшении поведения ребенка, 20% родителей сообщали об улучшении, при этом 27% не увидели вообще никакого изменения.

8. Иногда бывает так, что истерики случаются только в школе, а дома их не бывает, или наоборот. Возможно, это происходит, потому что родители уже выработали стратегию предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном контакте для выработки единого подхода в работе с нежелательным поведением.

Выборочные комментарии на сайте:

Часто я говорю своему восьмилетнему сыну просто: «Остановись». И продолжаю повторять это слово до тех пор, пока он не остановится. Это работает лучше, нежели пытаться сообщить ему о последствиях такого поведения. Август 16, 2012 at 6:53 AM

В течение последнего года мы успешно применяли некоторые из этих техник с моим семилетним сыном, однако мне кажется, что сильные истерики возвращаются. Он неожиданно может стать злым, начать бросать вещи, кричать. Это очень истощает и его, и меня. К сожалению, испытанные ранее приемы успокоения перестали действовать. Мне кажется, что причиной этому может быть новый учитель и новые требования, предъявляемые к сыну. Когда сын возвращается домой из школы, истерики прекращаются. Наверное, воспитывая «аспергера», приходится постоянно изобретать все новые и новые способы. Спасибо, что дали почву для размышлений. Август 16, 2012 at 8:42 AM

У меня в 8-ом классе есть ученица, которая постоянно заворачивает уголки тетради или просто отрывает их, несмотря на то, что у нее есть достаточно обычных листов бумаги, чтобы делать это. Мы пытались давать ей мячики, которые она могла бы сжимать в ладони, но это не работает. Есть какие-нибудь другие способы помочь в этой ситуации? Август 16, 2012 at 12:11 PM

Не думаю, что просто сказать ему «успокойся» может помочь. Аутичные дети не помнят, что такое «быть спокойным». Мы используем визуализацию – на большой лист бумаги прикрепляем фотографии сына в уравновешенном состоянии, которые помогают ему понять, что это значит «быть спокойным» и, собственно, успокоиться. Август 16, 2012 at 12:21 PM

Да уж, я знаю, как тяжело порой этой бывает. Попытайтесь отвлечь его! Своему пятилетнему сыну я давала потрогать ткани различных текстур или просто смотрели на разные цвета. Это, как правило, успокаивало его. Или же просто выведите его из комнаты, в которой он впадает в истерику или отключается. Смена сенсорных ощущений работает лучше всего! August 16, 2012 at 12:22 PM
Мы с сыном просто ходим, в школе он ходит вокруг школьного здания, дома мы просто наматываем круги вокруг дома, до тех пор, пока он не успокоится… Это, правда, работало только с моим старшим «аспи»… Август 17, 2012 at 6:36 AM
Мой внук и племянник имеют диагноз «синдром Аспергера». Мой муж, вышедший на пенсию директор начальной школы, предлагает использовать кресло-боб. Оно очень успокаивает, так как обволакивает ребенка и тем самым действует расслабляюще.Август 18, 2012 at 8:25 AM