Конспект НОД. «Порядковый и количественный счет» (Подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

  • Формировать у детей понятие о порядковом счёте.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах десяти.
  • Повторить геометрические фигуры.
  • Развивать пространственные отношения.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой.
  • Воспитывать активность, дисциплину, самостоятельность, радость общения.
  • Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

Оборудование:

Демонстрационный:

6 разных игрушек,
– герои сказки “Репка”;
– набор геометрических фигур из картона;
– цифры-магниты;
– карточки “Семена” с нарисованными семенами подсолнуха (рис.1 - 3);
– для игры “Что лишнее” - модели банок с помидорами из картона (рис.5 - 9);
– демонстрационный столик.

Раздаточный:
– карточки “Семена” с наклеенными семенами подсолнечника по 6 штук (рис.4);
– цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята и уважаемые родители!

Я рада новой встречи с вами. Приглашаю всех ребят встать в один кружок.

Игра-мирилка.

Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова.

Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай, и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

(Дети проходят за столы, родители присаживаются на стулья.)

Для родителей:

Все, что нужно к уроку – готово.

Сегодня в кабинете у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Родитель скажет каждый.

(Родители высказывают свое мнение, зачем нужно изучать математику. Начинает педагог:

Математика – это гимнастика для нашего ума.

Кто изучает математику – тот тренирует свой ум.

А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Вводный инструктаж.

– Ребята, сегодня мы узнаем, что такое порядковый счет, где мы его используем в жизни и некоторые его правила. Тема нашего занятия “Порядковый счет”.

Но вначале подготовка- небольшая тренировка.

Приглашаю вас сделать веселую гимнастику - математическую: будем ориентироваться в пространстве и вспомним геометрические фигуры. Разминка: помашите мне и родителям правой ручкой, теперь левой.

Вот фигуры – непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их ребята,
Будем глазками искать.

Дружно глянем мы налево.
Что там? Это же квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.

Влево, вправо посмотрите.
Поищите. Что это? Это – круг.
Вот он где, любимый друг.

Вниз глазами поведем,
Что мы там найдем?
Это – треугольник.
А где – прямоугольник? (На потолке.)

– Давайте с вами посчитаем, вспомним числовой ряд.

На доске нарушен числовой ряд (1–6), дети по желанию, находят и исправляют ошибки, (работают по два человека – два числовых ряда, можно пригласить родителей). Остальные дети на местах, считают устно, под хлопки вместе с педагогом (прямой счет до десяти).

Текущий инструктаж.

Игра “В магазине игрушек”.

На столе 6 игрушек.

– Ребята, вы ходите в магазин с родителями?

– Что они там покупают?

– Как вы думаете, в какой магазин мы с вами зашли? (В магазин игрушек)

– Сколько игрушек стоит на полке? (Считают, 6)

– Ребята, обратите внимание на то, что если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

Затем педагог предлагает детям представить, что кто-то из них продавец, а он -покупатель. Педагог предлагает продать ему игрушку, которая стоит на первом месте.

Ребенок подает игрушку, а педагог говорит, что он имел в виду ни эту игрушку, а ту, что находится на первом месте.

– Кто догадался – какую?

Тот из детей, кто догадался, должен продать ему мячик (машинку). Игрушки ставим на место.

– Почему два продавца продали разные игрушки? (Дети должны догадаться, что одна игрушка находится на первом месте с одной стороны, а другая - на первом месте с другой стороны.) Вот здесь-то нам и нужен порядковый счет . Вслушайтесь внимательно, в название счета “порядковый”, от слова- “порядок”. Люди пользуются порядковым счетом, когда они нумеруют дома (спросить детей, какой у них № дома?), квартиры, школы, места в кино, автобусе. Ребята, как вы думаете, зачем нужно все нумеровать? (Высказывания детей, родители помогают.)

Главное правило порядкового счета – при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет (справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

Вернемся в наш магазин, чтобы точно знать, какая игрушка нужна, надо сказать, с какой стороны считать.

Педагог показывает детям, как ведется счёт, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет.

– На каком месте справа (слева) стоит кукла (пирамидка...)?

Игра “Репка”.

Герои-игрушки находятся на демонстрационном столике в беспорядке.

– Сейчас я приглашаю вас в сказку.

Посмотрите,
что за сказка, я не вижу.
Кто узнал, я жду ответ?

(Дети: “Репка”).

Здесь нас ждет порядковый счет, а сначала давайте сосчитаем, сколько всего было героев в сказке?

Помним правило, если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

– Кто из героев посадил репку?

– Какая она выросла? (Покажите руками.)

– Кто первым начал тянуть репку?

– Кого на помощь позвал дед?

– На каком месте стояла бабка? (Выходит ребенок ставит игрушку на нужное место.) Аналогично разбираются остальные герои. После выполнения задания дети отвечают на вопросы:

– Сколько человек тащило репку?

– Сколько зверушек помогало тащить репку?

– Сколько всего персонажей в сказке?

– Если герои поменяются местами, сколько их будет? (Их все равно будет 6, потому что никто не пришел и не ушел.)

– Еще загадки ожидают, кто их быстро отгадает?

(Дети отгадывают загадки и находят порядковое место персонажей).

– С утра до ночи в работе, устает он – вот беда.
На каком стоит он месте – вы узнаете всегда!

– Кто, подняв пушистый хвостик,
Мурлыкая приходит в гости?

– И танцует и поет, и по дому помогает.
Где помощница стоит - кто считает, тот узнает!

– Хвостик длинный, все грызет,
В норке маленькой живет!

Пальчиковая игра (проводится 3 раза, с нарастанием темпа).

– У дедушки и бабушки в огороде выросла капуста, давайте ее посолим.

Мы капусту рубим-рубим.
Мы морковку трем-трем.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту жмем-жмем.
А потом в рот берем.
Ам-ам!

Практическая работа.

Работа с карточкой "Семена".

– Внучка тоже помогает дедушке и бабушке в огороде. Она посадила семена.

Отгадайте загадку и узнаете, какое растение посадила внучка.

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Он растет на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна,
Черных семечек полна. (Подсолнух.)

– Посмотрите на карточки, узнаете, семена подсолнуха? (У педагога карточка рис. 1, у детей карточка рис. 4.)

– Сколько семян подсолнечника посадила внучка? (Дети считают – 6 штук.)

– Самые первые ростки появились из второго и пятого семени. Нарисуйте у этих семян ростки (дети на карточке цветными карандашами рисуют ростки у семян подсолнуха), сравнивают с демонстрационными карточками (рис 2, 3).

Игра “Что лишнее”.

– У бабушки в огороде вызрели помидоры. Она решила на зиму сделать заготовки – замариновать помидоры. Внучка ей помогала.

На доске – пять моделей банок из картона:

– одна из которых маленькая, остальные – большие (рис. 5);
– в одной банке четыре, в остальных по пять помидор (рис. 6);
– одна – пустая, в остальных лежат помидоры (рис. 7);
– в одной банке маленькие, в остальных большие помидоры (рис. 8);
– в одной банке желтые, в остальных красные помидоры (рис. 9).

– Сколько банок они приготовили?

– Как вы думаете, какая банка из них лишняя?

– На каком месте стоит банка с желтыми помидорами?

– Какая по счету банка с маленькими помидорами?

– На каком месте стоит маленькая банка?

Информация для родителей

Данная игра развивает вариативное мышление. В данном случае все предложенные варианты ответов верные. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Игра “Родители”

Родители, присутствующие на занятии, сидят на стульях в один ряд. Дети должны определить, какая по счету сидит его мама или его папа.

– Катя, какая по счету, сидит твоя мама? Ит.д.

Итоговый инструктаж.

Педагог собирает детей около себя.

– Ребята, где вы сегодня побывали?

– Что нового узнали?

– Что вам понравилось больше всего?

– Что показалось трудным?

– А мне понравилось, как вы сегодня замечательно работали: были внимательными, старательными, активными, вежливыми.

Педагог хвалит детей за то, что они научились узнавать, на каком месте стоит предмет.

Домашнее задание.

Вспомнить сказку “Колобок” и ответить на вопросы:

– Какие животные встретились Колобку в лесу?

– Сколько всего животных встретил Колобок?

– Каким по счету был волк, медведь, заяц?

Список литературы

  1. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 4–5 лет. Часть 2.
  3. Белошистая А.В. Я считаю и решаю!: Уникальная методика обучения математике.

Транскрипт

1 Конспект НОД «Порядковый и количественный счет» (Подготовительная группа) Занятие может проводиться не в традиционной обстановке6 в музыкальном зале, в спортивном, на улице. Цель: Закрепление порядкового и количественного счета в пределах десяти. Задачи: -Упражнять в счете предметов на ощупь. -Развивать умение сравнивать числа в пределах десяти, употребляя математические термины «больше», «меньше», «равно». -Упражнять в решении задач на сложение и вычитание в пределах десяти. -Развивать умение ориентироваться в пространстве по схеме и на плоскости по клеточкам. -Упражнять в сравнении предметов по длине, используя в речи слова «самый короткий», «длиннее», «короче», «самый длинный». -Упражнять в различении геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине и классификации в соответствии с карточкой-символом. -Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук. -Учить преобразовывать деформированные фразы в правильные высказывания. -Развивать умение выразительно рассказывать стихи о цифрах. Ход занятия -Сегодня утром пришла телеграмма. Отгадайте, от кого она. Лечит маленьких зверей, Лечит взрослых и детей, Всех излечит, исцелит Добрый доктор. Дети. Айболит.

2 - Телеграмма пришла не простая, а зашифрованная. Давайте, расшифруем ее. Бармалей, звери, похитить. Дети. Бармалей зверей похитил. - Скорее, Африка, в, приезжать. Дети. Скорее приезжайте в Африку. - Помогать, звери, спасать Дети. Помогите спасти зверей. - Ребята, поможем Айболиту Дети. Да. - На чем мы может отправиться в Африку? Давайте поедем на поезде. Но что такое? Мы не можем уехать, у поезда нет колес. Починим поезд? Прикрутим колеса? Дети. Да. - Подбирать колеса будет по порядку от 1 до 10. Дети «прикручивают колеса: прикладывают к прямоугольникам «вагончикам» крышки от пластиковые бутылок с написанными на них цифрами от 1 до 10. Строятся в колонну. - Молодцы, починили поезд. Кто в каком по счету едет вагоне? 1-й ребенок. Я в первом. 2-й ребенок. Я во втором. (И т. д.) Педагог. Давайте дадим сигнал к отправлению: «У-у-у». Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я стучу, стучу, стучу, Я лечу, лечу, лечу, Опоздать я не хочу! Вот мы и в Африке. Айболит и Бармалей встречают нас, приветствуют и приглашают сесть за столы.

3 Изображения Айболита, Бармалея и зверей в клетках находятся на фланелеграфе. Айболит. Бармалей похитил зверей и посадил их в клетку. Звери загрустили и заболели. -Давайте поможем Айболиту спасти зверей. Но добраться до них нелегко, придется пройти по лабиринту. А вход в лабиринт заперт. Попробуем его открыть. Проводится графический диктант. Дети работают на листочках в клеточку. Под диктовку педагога перемещают карандаш в указанном направлении. В результате на листах должно получиться изображение ключа. -Этим ключом мы сможем открыть дверь в лабиринт. Ребята посмотрите на фланелеграф, сколько зверей похитил Бармалей? (Ответы детей.) Где находится СЛОН (Ответы детей.) Где лев? (Ответы детей) (И т. д.) Теперь мы знаем, кто где находится. Можно идти спасать зверей. Дидактическая игра «Муха» По указанию педагога дети передвигают «муху». -Где остановились? Кого спасаем (Ответы детей.) На клетке Висит замок. Чтобы его открыть, надо подобрать код поставить нужный математический знак: «больше», «меньше», «равно». Дети «путешествуют» по клеточкам, сравнивают числа, ставят нужный знак между цифрами, «спасают» зверят и ставят его изображение вверху над клеткой. -Вот мы и спасли всех зверей. Теперь нужно их вылечить. Но Бармалей отнял у Айболита его чемоданчик с лекарствами и спрятал его. Надо его найти. Выходите из-за столов и вставь в ряд. Вот вам карта, на которой стрелочки показывают, куда идти, а цифры обозначают количество шагов. И мы правильно пройдем весь путь, то найдем чемоданчик доктора. Дети выполняют задание.

4 - Чемоданчик мы нашли. Но злой Бармалей перемешал все лекарства. Надо их разобрать. Вам нужно определить, что болит у зверя, и по рецепту подобрать нужное лекарство. Проводится дидактическая игра с блоками Дъенеша. -На полу лежат обручи, в каждом обруче сидит зверь. Подойдите смотрите, какая часть туловища забинтована. В обруче лежит карточка-символ. Это рецепт, по которой вы найдете нужное лекарство. Дети выполняют задание. -Мы вылечили всех зверей. Теперь они больше не грустят. Они предлагают нам сесть в самолет, и посмотреть из самолета сверху вниз, какая красивая Африка. Физкультминутка Завели моторчики: р-р-р! Руки в стороны. В полет Отправляем самолет. Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре, Полетел наш самолет. Правое крыло вперед. Выполняют соответствующие движения. - Что вы видите сверху? Дети. Пальмы, жирафа, реку. - А теперь звери хотят поиграть с нами в прятки. Посчитайте, сколько всего зверей? Запомните, кто на каком месте стоит. Сейчас вы закроете глаза, а кто-то из зверей спрячется. Проводится игра «Кого не стало?» - А теперь лев хочет загадать вам загадки. Вы решите их, а решения выложите с помощью цифр на ковре. (Задание выполняется на полу.) Принесла слону обезьяна Четыре банана

5 Вот обрадовала подарком Великана! Был один банан у него, Посмотрите, Теперь сколько стало всего, Подскажите! Дети. Стало пять бананов: один плюс четыре. Педагог. На качели, на качели В зоопарке сели Пять пятнистых леопардов, Солнцу улыбаются И со старым добрым львом Весело качаются. Сколько всего зверей? Дети. Шесть зверей. Педагог. Семь мартышек, семь соседок, Со своих сбежали веток, Все повисли до одной На хвостах вниз головой, Раскачались, раскричались, Меж собою передрались. Больше всех досталось в драке Самой главной забияке. С ветки сбросили ее. Сколько будет без нее? Дети. Шесть мартышек. -Ребята, посмотрите, какие красивые гусеницы к нам приползли. Чем они похожи? Дети. Они сделаны из «киндер-сюрпризов». -Чем они отличаются? Дети. Цветом и длиной. -Гусеницы тоже хотят поиграть с вами. Возьмите по одной гусенице и спрячьте ее за спину. На ощупь посчитайте, сколько шариков у вашей гусеницы. Сколько шариков насчитаете, столько ей и лет. А теперь расскажите о своей гусенице: какого она цвета и сколько ей лет. Дети выполняют задание. -А теперь давайте отпустим гусениц на полянку. Дети кладут гусениц на зеленый лист бумаги.

6 -Положите их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назовите их длину. Дети выполняют задание («Самая короткая, длинная, еще длиннее.»). - А теперь назовите в обратном порядке. Дети выполняют задание («Самая длинная, короче, еще короче., самая короткая»). - Вот как весело мы играли! Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте потанцуем с нашими зверями. Дети танцуют под песню «Африка» из кинофильма «Красная Шапочка». - Бармалей хочет вам сказать, что ему очень понравилось, как вы дружно играли. Он обещает, что больше не будет обижать зверей, а будет с ними дружить. Давайте попрощаемся с Бармалеем, доктором Айболитом и зверями. Сядем в поезд и поедем в детский сад. До свидания, друзья!


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад 60 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект занятия по математике для детей подготовительной

Конспект НОД «Занимательное путешествие в страну Математики» в подготовительной группе. Цель: обобщение полученных знаний. Обучающие задачи: - формировать навыки вычислительной деятельности; - упражнять

Конспект непосрелственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие точки». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: Познание. Коммуникация. Социализация. Чтение художественной

Сценарий интеллектуального развлечения, с использованием логических блоков Дьенеша, для детей старшего дошкольного возраста. «Путешествие в город Геометрии» Цель: активизация познавательной деятельности

МАДОУ «Детский сад 75» г. Энгельс Саратовской области НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в Африку». подготовительная к школе группа Воспитатель: Лисина

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 63 Приморского района Санкт- Петербурга Конспект Непосредственнообразовательной деятельности Тема: «Транспорт» Образовательная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 21 «Кораблик» г. Южно - Сахалинск Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «ЗОЛОТОЙ

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 41 «Рябинушка» 2017 г. Конспект НОД Тема «Как помочь Буратино» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Образовательная область образовательной

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие по сказочному лесу» (закрепление пройденного материала). Выполнила Воспитатель МДОУ 3 Андреева Т.А. Дата проведения: 09.02.2016 г. Программные

Старшая группа 5 НОД по ФЭМП. Воспитатель Саушкина Ирина Евгеньевна Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП Задачи: Образовательные: Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепить

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей в подготовительной к школе группе Тема «Игра - путешествие в страну Математику» Воспитатель:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 1874» Дошкольное отделение «Аистёнок» Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

Структурное подразделение «Детский сад 6» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы 5 имени Героя Советского Союза А.Д. Вологина городского округа Октябрьск

Конспект НОД по ФЭМП ПО теме «Путешествие на математическую полянку» Цель: Поддерживать желание детей играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 492» Математический досуг во второй младшей группе «В гостях у геометрических фигур»

Муниципальное Бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 13 «Сказка» ООД по ФЭМП «Путешествие в страну Цифирию» (старшая группа) Подготовила и провела: Сорока И.С.

Сказочное путешествие с Буратино. Программное содержание: Образовательные задачи: - упражнять в прямом и обратном счете в пределах 20; умение правильно измерять линейкой; - продолжить учить детей самостоятельно

Гончаренко Ольга Владимировна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Бершетский детский сад «Умка» Пермский край, Пермский р-н, с. Бершеть КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

Конспект НОД по ФЭМП на тему «Уравнивание групп предметов разными способами» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое

МБДОУ детский сад «Пчелка» с. Частая Дубрава Липецкого муниципального района Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема:

Совместная образовательная деятельность с детьми 7 года жизни Конструирование с палочками Кюизенера Подготовила и повела: воспитатель Мартынова Галина Леонидовна. Дата проведения: 09.10.2018 Цель: закрепление

Конспект коррекционного часа по теме: «Дом. Квартира. Мебель.» в старшей логопедической группе. Воспитатель ДОУ 25 Климова В.В. г.липецк. Программные задачи: упражнять детей в употреблении существительных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР «Детский сад 20 «Островок» г.вольска Саратовской области» Конспект по ОО Формирование элементарных математических представлений по теме: «Письмо

Фролова Татьяна Борисовна воспитатель МАДОУ «Д/С КВ «Радуга» г. Югорск, ХМАО Югра КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе. «Мы считаем до 15» Цель: Закрепление прямого счета в пределах 15, соотнесение количества предметов с цифрой,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад 59 «Цыплята» Образовательная область познание Занятие по формированию элементарных математических представлений

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Тема: «Путешествие в страну математики» Цель:Формирование

Тема: Интеллектуальный КВЕСТ «Умники и умницы» ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников. ЗАДАЧИ: 1. Обучающая: Закрепить умение самостоятельно

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе Сабитова Т.С Тема: «Путешествие в королевство Математики» Цель: Привить интерес к математике, научить детей взаимодействовать друг с другом при решении одной

НОД Познание математика. Старшая группа. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальнохудожественная. Цель: закрепить умение детей сравнивать результаты пересчёта множества предметов группами

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Малыш» комбинированного вида Конспект открытого итогового просмотра НОД «Пираты Карибского моря» (подготовительная к школе группа) Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 «Колосок» Старооскольского городского округа Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Математическое путешествие»

Спрячь мышку от кошки. Цель: Учить различать цвета. Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки. Словарь: Кошка (мяу мяу), мышка (пи пи

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительных групп МБДОУ 249. «Путешествие в страну Математики» Учитель-дефектолог: Стеценко С.А. I. Организационная информация (Согласно

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 р.п. Семибратово» ММО «Развитие навыков пространственной ориентации через конструктивную деятельность» Образовательная деятельность во

Конспект открытого занятия по ФЭМП во 2 младшей группе Т е м а: «Путешествие на волшебном паравозике. Воспитатель Кулик А.Н. Программное содержание: 1. Совершенствовать умения сравнивать предметы по ширине

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 20 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию зрительного восприятия на тему: игра - путешествие «Поможем животным» для детей с

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Астрахани «Детский сад комбинированного вида 69» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «КАК ПОМОЧЬ

ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Весёлая математика» Программное содержание: Закрепить счёт в пределах 10, уточнять знания о прямом и обратном счете. Развивать умение называть предыдущее, последующее

«Занимательное путешествие в страну Математики» Автор: Гаджиева Айна Муртузалиевна, воспитатель МАДОУ ДС 37 г.нижневартовск Описание: занятие построено с учетом ФГОС с использованием игровой технологии

Конспект математического развлечения в средней группе «Мы считаем, мы играем!» Цель: выявить полученные знания, представления, умения по математике которые дети получили в течение учебного года. Образовательные


Конспект интегрированного занятия.

Раздел 3 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать».

Тема: «Порядковый счет в пределах 10».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10:

Закрепить знания детей о днях недели и частях суток;

Учить определять месторасположение геометрических фигур в дорожке, понимать выражения «до» и «после»;

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения);

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие задачи:

Развивать речь, наблюдательность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Развивать творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу;

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;

Умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Методы и приемы:

· Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

· вопросы к детям;

· использование дидактических пособий, наглядного материала;

· физкультминутка, компьютер.

Предметно-развивающая среда:

· Использование ИКТ (компьютер);

· корзинка с «волшебными» орешками;

· карточки с двумя полосками;

· дидактическая игра «футбол»;

· мяч для игры «Дни недели»;

· схематическое изображение незавершенных предметов на каждого ребенка;

· фишки.
Ход занятия:

Педагог создает игровую мотивацию:

Ребята, вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете? Назовите.

Какая сказка у вас самая любимая?

Послушайте и отгадайте из какой сказки эти строки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да, затейница, какая!

Белка песенки поет.

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Правильно, из «Сказки о царе Султане». А кто автор этой сказки?

Верно, А. С Пушкин.

Вы знаете, ребята, а белка передала, вот эту корзинку с орешками. А орешки эти непростые, в них загадки и задания для нас.

Педагог предлагает ребенку достать орех из корзины.

Какая цифра здесь спрятана?

В орехе с цифрой ….вот такое задание: «Построй дорожку из камешков».

Возьмите карточки с двумя полосками и подносы с геометрическими фигурками. На верхнюю полоску выложите дорожку из десяти геометрических фигур так , чтобы рядом одинаковые фигуры не находились.

Вопросы к выполненному заданию:

Сколько фигур вы положили?

Чем отличаются треугольник от квадрата?

Чем похожи квадрат и прямоугольник?

Что вы можете сказать о круге?

Сосчитайте сколько фигур большего размера в вашей дорожке?

Сколько малого размера?

Сколько квадратов?

Сколько кругов?

Педагог предлагает выполнить взаимопроверку.

Педагог хвалит детей за верно выполненное задание.

Вторую дорожку выложите так, чтобы она была короче и в ней не было кругов. (Дети выполняют задание и выполняется взаимопроверка).

Вопросы к выполненному заданию

Из скольких камешков построена твоя дорожка, Надя?

У тебя, Вася?

Которая по счету фигура прямоугольной формы?

Женя, на каком месте у тебя стоит прямоугольник?

Назовите последующую фигуру.

Назовите третью фигуру, поставьте на ней фишку и назовите её. Какая фигура следующая?

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Какая цифра здесь спрятана?

А этот орешек приглашает нас заглянуть в волшебное окно.

Игра на компьютере: «Логическое мышление».

Внимательно смотрите, что появляется на экране, и правильно отвечайте на вопросы.

Вопросы к детям:

Почему ты так думаешь? Объясни? (Дети высказывает свои мнения)

Понравилась вам такая игра?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек:

Надя, раскрой еще один орешек. Какая здесь цифра? Назови.

Этот орешек предлагает нам поиграть в игру «футбол».

Возьмите футбольное поле и «мячи». Приготовились играть. Итак, мяч в середине поля, вверху, внизу, слева, справа, в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу , в верхнем левом углу, в центре. Замечательно, вы и с этим заданием справились.

Педагог предлагает достать ребенку следующий орешек.

Женя, открой следующий орешек, какая цифра здесь? Пора нам отдохнуть

Физкультминутка.

Я хочу сейчас узнать,

Один, два, три, четыре, пять –

Вместе мы пойдем гулять.

На опушке возле ели

На пенечек все мы сели.

Посидели, отдохнули,

Ручки к солнцу потянули.

Опустили их опять,

Можно ими помахать.

Снова к солнцу потянулись

И друг другу улыбнулись.
Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

Открываем орешек, назовите цифру. Под этим номером белочка приготовила нам загадки на смекалку:

Тихо-тихо и несмело

Солнце красное лучом

Что открыло, как ключом? (Утро)

Солнце ярко осветило

Землю, всё позолотило.

Он сияет и блестит,

Нам лениться не велит. (День)

Солнце спать легло, и будто

Легким, синим покрывалом

Он всю землю укрывает,

Это время – очень точно –

Сумерками называют. (Вечер)

Когда с темнотою

Земля вдруг сошлась

И в небе луна

Со звездою сошлась. (Ночь)
О чем были все эти загадки? (о частях суток)

Предлагаю поиграть в игру «Когда это бывает?»

· Солнышко светит днем, а луна….(ночью)

· Днем я гуляю, а ночью…..(сплю)

· Мы завтракаем утром, а обедаем….(днем)

· Спим мы ночью, делаем зарядку….(утром)

· Делаем зарядку утром, а ужинаем…(вечером)

· Ужинаем вечером, а тихий час у нас…(днем)

Педагог предлагает поиграть в игру «Дни недели»

Бросаем мяч и называем дни недели.

Какой первый день недели?

Какой третий?

Назови последний день недели?

Назови соседний день среды?

Назови соседний день пятницы?

Назови выходные дни недели?

Педагог предлагает ребенку достать следующий орешек.

Какая цифра в ней спряталась?

В этом орешке последнее задание для нас.

Белочка передала нам незаконченные изображения предметов. Ваша задача придумать и дорисовать необычные рисунки и дать им название.

Игра «Дорисуй и назови предмет»

(Во время работы детей звучит спокойная музыка, Дети рассказывают о том, что они нарисовали)

Педагог проводит итог:

Дети, чем мы с вами сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Спасибо вам. Вы так много знаете, придумывали интересные рисунки, были внимательными, сообразительными,

Тема: «Порядковый счет и цифры»

Задачи:

1. Закрепить:

Порядковый счет предметов в пределах первого десятка;

Знания о цифрах.

2. Совершенствовать умения:

Определять свое местонахождение среди объектов окружения;

Классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.

3. Формировать представления об объеме, глубине.

Демонстрационный материал : фигуры животных и птиц: дрозд, медведь, заяц, енот, крот, белка, коза, лиса, еж, филин, лось; игрушки; обруч.

Раздаточный материал: цифры по количеству детей (от 1 до 9); 3 таза; 3 ведра с водой; лисичка-игрушка (3 штуки); набор геометрических фигур.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят возле доски. На доске прикреплена фигура дрозда. Воспитатель читает стихотворение и выкладывает в ряд животных и птиц для порядкового счета.

У дрозда на дне рожденья

Было много угощенья.

Пригласил он всех друзей,

Посчитай-ка их скорей!

Первый гость — медведь-топтыжка,

А второй — косой зайчишка,

Третий — их сосед енот,

А четвертый - старый крот.

Пятой белка-озорница

Прилетела, словно птица.

Шесть и семь — коза с лисой,

Недотрога-еж — восьмой,

Девять — филин молчаливый,

А десятый — лось ворчливый.

Веселились весь денек!

Посчитай еще разок!

Н. Владимирова

— Давайте с вами вместе посчитаем всех зверей и птиц: первый, второй...

— Каким по счету пришел на день рождения крот?

— Каким по счету пришел на день рождения филин?

— Кто пришел на день рождения пятым?

— Кто пришел на день рождения седьмым?

Воспитатель благодарит детей за счет. Дети садятся на стулья, на каждом из которых лежит карточка с цифрой. Дети берут ее в руки и играют в игру «Встань с другом на место».

— Цифра 5 вместе с цифрой 7, подойдите к столу и встаньте так, чтобы стол был справа от вас.

— С какой стороны от вас находится стол?

— Цифры 4 и 6, возьмите медведя и посадите на стул слева от вас.

— С какой стороны от вас сидит медведь?

— Цифры 3 и 9, встаньте слева от зайца.

— С какой стороны от зайца вы стоите?

Воспитатель благодарит детей за игру и приглашает их разделиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своему столу, на котором находятся ведро с водой и пустой таз.

— На ваших столах стоят ведро и таз. У каждой команды по лисичке (игрушка). Лисичка решила искупаться. Но она боится утонуть, потому что не умеет плавать. В ведре налита вода. Как вы думаете, глубоким ли для лисички окажется этот водоем?

— Что нужно сделать, чтобы лиса не утонула? (Перелить воду в таз.)

Дети переливают воду в таз, и оказывается, что теперь лиса не утонет.

— Вы всю воду перелили из ведра в таз? Значит, количество воды осталось прежним. Раньше было глубоко, а теперь стало мелко для лисы. Почему?

Дети размышляют, высказывают предположения. Приходят к выводу, что все зависит от сосуда. Количество воды такое же, а сосуды разные по объему. Понятие «объем» детям не дается.

— Вы замечательно потрудились: помогли лисе искупаться. Теперь поиграем с вами в игру «Раз, два, три — в круг фигуру положи!».

Положите в обруч все фигуры без углов;

Положите в обруч все фигуры с вершинами;

Положите в обруч все фигуры красного цвета;

Положите в обруч все большие фигуры;

Положите в обруч все фигуры с четырьмя углами. И т.п.

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Воспитатель: Кузнецова И.Б. Место работы: БОУ «Андреевская СОШ», дошкольная группа №2. Тема: «Порядковый и количественный счет в пределах 10» Цели и программные задачи:  Формировать у детей элементарные математические представления.  Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10  Формировать умение детей различать вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?» и правильно отвечать на них.  Составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание  Закрепить знание геометрических фигур, дней недели, частей суток  Развивать логическое мышление, познавательную деятельность детей, внимание, память  Воспитывать у детей умение добиваться поставленных целей, навыки работы в группах, самостоятельность, желание прийти на помощь, быть чутким к чужой беде. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы». Материалы и оборудование: книги с русскими народными сказками, игрушка (заяц), карточки с заданиями, набор цифр (от 0 до 9), раздаточный материал на каждого ребенка (девять красных кругов и один синий), магнитные цифры и знаки, карточки с домиками, карандаши, разрезанные на части заюшкина и лисья избушки. Ход занятия: -Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на гостей и улыбнитесь им. А теперь улыбнитесь друг другу, а теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Молодцы! Послушайте меня внимательно. Сегодня у нас будет немного необычное занятие по математике. Вы любите сказки? Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказке. Вы готовы? Посмотрите, я вам показываю книгу, а вы по обложке узнайте сказку. («Царевналягушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Крошечка-хаврошечка», «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка») Это всё русские народные сказки, а в гости я вас приглашаю в гости к русской народной сказке «Заюшкина избушка». Закройте глаза и посчитайте до 10, а потом скажите - «Ой!». Что-то у нас ничего не получилось. Давайте посчитаем от 10 до 1, а потом скажите - «Ой!». (Появляется зайчик). Зайчик: Здравствуйте, я зайчик из сказки «Заюшкина избушка». Лисичка выгнала меня з дома. Ребята, может вы мне поможете? -Дети, поможем бедному зайчику? Чтобы лисичка подобрела, нам нужно будет выполнить её задания. Вы готовы помочь бедному зайчику? А вот и карточки с заданиями, которые оставила нам лиса. 1 задание: Математическая разминка -Дети, а какой формы у нас первая карточка? (квадрат).      Какое сейчас время года? Какой месяц сейчас? Назовите все весенние месяцы Какой день недели сегодня, а кокой был вчера/будет завтра? Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы и идём в садик?  Как называется часть суток, когда дети занимаются, ходят на прогулку, обедают?  Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика, ужинают?  А что мы делаем ночью? Давайте ещё раз повторим части суток.(утро, день, вечер, ночь)  Назови и покажи цифры по порядку  Расставь цифры по порядку  Назови соседей Молодцы! 2 задание: Порядковый счет - Какой формы карточка с этим заданием? (круг) -У нас перепутались все книги, давайте расставим их так, чтобы на первом месте была сказка «Лисичка сестричка и серый волк», на втором - «Царевна-лягушка», следующая «Крошечка-хаврошечка». Значит она будет которая по счету? Дальше идет сказка «Репка». На котором месте она будет? Пятая у нас будет сказка «Маша и медведь». Ну а сказка «Заюшкина избушка» будет какой по счету? Молодцы! Физкультминутка: «Три медведя», «Живая неделя». 3 задание: Выполнение самостоятельной работы с раздаточным материалом. -А вот и третье задание. Карточка какой формы у меня в руках? (прямоугольник) Игра «Непоседа» Перед каждым ребенком девять кругов красного цвета и один синий. Синий круг - непоседа: он всё время перемещается. Разложи круги так, чтобы синий был на втором месте, чтобы он стал пятым. А теперь которым по счету стал синий круг? (воспитатель сам перекладывает синий круг у каждого ребенка). -Ну что ж, справились мы и с этим заданием лисички, наверное, она уже становится добрее. 4 задание: Решение задач - Но у нас есть ещё карточки с заданиями. Посмотрите какой формы теперь у нас карточка? (треугольник). Кто помнит которая она у нас по счету? (четвертая) А на ней лиса просит нас решить задачи и составить решение из цифр и знаков. 1) Пять щенят Да мама лайка Сколько будет Сосчитай-ка (6) 5+1=6 2) Четыре овечки На травке лежали, Потом две овечки Домой убежали А ну-ка скажите скорей, Сколько овечек осталось теперь? (2) 4-2=2 Молодцы! 5 задание: Геометрические фигуры -А вот и последняя карточка. Какой она формы? (овал). Давайте вспомним 1-ая карточка была какой формы? А вторая? Каким был по счету прямоугольник? Четвертая карточка была какой формы? Ну и последняя? А вот и задание на овале. Каждый из вас возьмет карточку любой формы по своему желанию и с ней подойдет в группе к предмету, который имеет такую же форму. Все хорошо справились этим заданием! -У фигур есть домик. Давайте узнаем: кто в каком домике живет? (работа с карточками). А теперь давайте наших карточек-фигур соберем домик. -Лисичка довольна, что вы справились с ее заданиями. Она решила вернуться в свой домик и зайчику освободить ее избушку. Но вот беда: этим домиках требуется ремонт. Давайте поможем зайцу и лисе! Работа в группах: 1 группа собирает дом лисы, 2 - дом зайца. - Молодцы! Итог занятия. Рефлексия: -Теперь наш зайчик не грустит, а говорит вам «Спасибо» за то, что вы помогли вернуться ему домой. У него хорошее настроение. А у вас? Давайте послушаем, что он нам теперь скажет. Кто хочет дружить с зайчиком - достаточно его погладить. Ну а теперь зайчик возвращается домой и говорит вам «До свидания». Приложение На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник А красивый …(треугольник) Я фигура - хоть куда, Очень ровная всегда Все углы во мне равны И четыре стороны Кубик - мой любимый брат, Потому что я…(квадрат) Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал Получился вдруг …(овал) Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки (круг) Эта фигура брат нашему квадрату Но у него только по две стороны равны, А углы все одинаковы…(прямоугольник)